Психология ребенка

Ниндзя-черепашки: добро с большими кулаками

Все чувствуют, что есть большая разница между нашими старыми мультфильмами и "западными" (от американских до японских). По мнению детского психолога, члена Союза писателей, председателя международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов, автора (совместно с Т. Л. Шишовой) методики "куклотерапии" Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира.

В выборе мультфильма надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о "советских" мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, рожденного в России, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не онтологично, не предвечно, оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в "советских" мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его "злодейскую" сущность.

Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

О "западных" же мультфильмах я не могу сказать, что они для ребенка полезны. Как клинический психолог, я часто сталкивалась с фобиями (патологическими страхами), вызванными "западными" и японскими мультфильмами. Формально в них все то же: есть положительные и отрицательные герои, положительные побеждают. Ну, а что же не так?

Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только жалкие крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. Причем зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. У нас разве что Змею Горынычу отсекали головы. Такого, чтобы в мультфильмах кровь лилась рекой, не было никогда.

Но самое главное, что злодей в зарубежных "мультиках" - Шредер в "Ниндзя- черепашках", все эти киборги - это современное воплощение дьявола. Для русской культуры это нетипично, потому что в Православии всегда был очень строгий запрет на близкое соприкосновение человека с нечистью. А, например, для западного европейского романа это давняя традиция. Поэтому, вероятно, у западных детей это не вызывает запороговых страхов, а у наших детей вызывает, потому что в их генетической памяти нет многовековой культурной прививки.

Представители добра в "западных" мультфильмах довольно уродливы - эти черепашки или супермены, которые запросто могут в следующей серии превратиться в представителей зла. Добро и зло очень легко меняются местами. У нас таких оборотней нельзя себе представить: не может Иван Царевич в следующей серии мультфильма стать Змеем Горынычем, а Василиса Премудрая - Бабой-ягой. Я думаю, что насаждение таких безобразных (в значении безобразных) героев очень вредно, потому что если наша жизнь, в том числе и жизнь ребенка, дана нам для того, чтобы мы от образа восходили к подобию, то когда образ отнимается, затрудняется и путь к подобию.

А вообще, детей не надо перекармливать никакими мультфильмами. Я думаю, что хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания (лишить ребенка мультфильма, если он плохо себя ведет). На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

 

Читайте также:

Воспитание сказкой

Мультик-опасная зона!

 

Автор Ирина Медведева

психолог

Источник: Материнство



все записи
Новости

15.04.2018
Как научить малыша засыпать без груди?

Наверное, почти все кормящие мамы привыкли укладывать своих малышей спать с грудью. Это так просто и естественно - с периода новорожденности и до тех пор, пока мама готова кормить, у малыша есть такой чудесный способ успокоиться и заснуть рядом с …

подробнее

15.04.2018
Если ребенок плачет

Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Я тут пишу «мама», но то же работает, конечно, с любым близким взрослым. Сначала что НЕ надо делать. Не разго…

подробнее

14.04.2018
Двенадцать фактов о высокой температуре

Когда вы звоните врачу, чтобы сообщить о болезни ребенка, первый вопрос, который он почти всегда задает: «Температуру измеряли?». И далее, независимо от того, какие данные вы ему сообщаете — 38 или 40 градусов, советует дать ребе…

подробнее

все новости

Мы в социальных сетях:

 

                  

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
на главную написать нам карта сайта