Социализация ребенка

О социализации и умении общаться в три года

С позволения автора вопроса пишу в несколько видоизмененном виде, со своим комменатрием (из личной почты): "А если специалист-психолог мне говорит, что мой ребенок в свои три социально развит как двухлетка, если только ленивый не упрекнет моего ребенка в невоспитанности и странности: она предпочитает есть руками, не отвечает на приветствия, если не хочет, о себе говорит "ты", а о собеседнике или "я" (о близких), или "он" (о чужих) и в соответствии с этим строит все высказывания и диалоги, не умеет сама одеться и даже толком раздеться... Если дети на площадке говорят друг другу про мою дочь: "ты с этой девочкой не разговаривай - она дурочка" - и то же говорят мамы и бабушки своим детям, которые таки пытаются с моим ребенком установить контакт (а внешне она большая, как пятилетки,- вот пятилетки к ней и пытаются подойти)... И все в один голос говорят, что во всем этом только моя вина: что я не отпускаю от себя ребенка, не даю ему развиваться, что во мне слишком выражен материнский инстинкт и что этот-то материнский инстинкт не дает мне слышать реальные потребности ребенка, которому мама уже не нужна, а нужно самостоятельное развитие. А ребенок тем временем три четверти своего времени, если не больше, проводит сам по себе, играя в своей комнате, его не дозовешься ни обедать, ни гулять... Так может, ему уже действительно мама не нужна и он ждет не дождется, когда его отпустят на свободу?"

Отвечаю по частям.

1. ЛЮБОЙ негативный отзыв о своем ребенке надо перепроверять, желательно десять раз. И потом не верить все равно. Если это (не дай Бог) на самом деле отставание в развитии, Вы должны это услышать минимум от пяти совершенно независимых разных специалистов после серьезного обследования.

"Соседке кажется", "бабушка думает", "свекровь говорит" - все идут лесом, говорить и думать там, в одиночестве. Очень часто случается, что права одна мама - это правда, так бывает. Потому что, увы, окружающие могут быть в плену стереотипов. А мама из них выберется первая, потому что она, как им это ни странно, думает о ребенке.

2. "Психолог говорит". Кратко и отдельно про психологов :). Пожалуйста, подумайте, где Ваш психолог видел домашних детей? На картинке? Ваш - первый в ее практике? И что Вы хотите услышать от психолога?

Вообще я должна сказать, что современная психология в том виде, в котором мы привыкли ее получать, совершенно странная область. Люди, не имеющие опыта воспитания собственных детей, опирающиеся на "академические" знания. Эти знания, приравненные к аксиомам, добыты наблюдениями за детьми с отклонениями (Фрейд кого наблюдал? Боулби?).

Про "психологию" советского разлива и подавно страшно говорить - спасибо, что Крупская не "открыла" каких-нибудь психологических законов, а могла ведь! Вообще современная психология не знает детей, развивающихся в спокойной домашней обстановке. Естественно, что они кажутся психологам странными - они же НЕ ТАКИЕ, какие ВСЕ! Вопрос - кто нормальный? Домашний ребенок, или эти "все"? Те, кого насильно отрывали от мамы (пусть покричит), кого не кормили, кого не брали на ручки, укладывали в период страхов одного в соседней комнате, отводили через истерику в ясли и садик - вам эта норма нравится? Если она нравится Вашему психологу, я советую сменить специалиста.

3. Что такое "социально развит как двухлетка" в три года? Для трех лет нормально: не отвечать на вопросы незнакомых (и даже знакомых!!!) взрослых, не желать здороваться или прощаться, прятаться за спину мамы, отворачиваться от собеседника, и вообще убегать при нежелательном контакте. Впрочем, это нормально и для 4-5, не только для 3 лет. Но взрослым хочется НЕЖЕЛАНИЕ устанавливать контакт считать НЕУМЕНИЕМ это делать. Дети еще не испорчены нашей "вежливостью" и лицемерием. Не нравится им человек - они молчат и дичатся. А человек делает вывод - фу, какой неконтактный ребенок! Ну, а если еще про ребенка говорят "дурочка" (даже если ребенок не слышит - он чувствует атмосферу), то включаются защитные механизмы, и ребенок будет "соответствовать".

Смените окружение. Лучше общаться раз в 2-3 недели с одной семьей единомышленников (поскольку Вы живете в большом городе, то это можно позволить - найти единомышленников), чем ежедневно таскать девочку на такую пытку. От подобного "общения" никакой пользы нет, кроме подсознательного внушения о собственной "дурости" и того, что ребенок неприятен окружающим и маме (ведь мама расстроена, что у нее такой неконтактный ребенок).

4. Что такое "слишком выражен материнский инстинкт"? В сравнении с чем "слишком"? С нулем? Если заботиться о ребенке - не давать ему развиваться, а отпихивать его от себя - "развивать", я, пожалуй, обойдусь без подобного "развития".

Если окружающие, проявляющие такую трогательную заботу о Вашем ребенке могут похвастаться своими воспитательными результатами - у них много детей, они их сами воспитали, много знают, у них большой опыт, и т.п. - да, можно прислушаться (и все равно сделать по-своему). Но я подозреваю, что досужие кумушки не очень часто видели своих малышей, которых "развивали" отнюдь не дома и не мамы.

5. А если ребенок в три года умеет сам играть и его не дозовешься - так радуйтесь. Думаю, у многих мам здесь совершенно обратная ситуация. Дети не должны изменять свой темперамент и индивидуальные особенности в угоду публике. Ваша дочь - такая. Это прекрасно. Она - самый лучший, самый хороший, самый развитый мамин ребенок.

PS.: кстати, руками есть значительно полезнее, даже исследования были на этот счет.

Источник: http://community.livejournal.com/deti_v_semje/



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше