Ношение на руках и слинги

"Мама, возьми на ручки!"

Сначала в роддоме, а потом и дома, где ожидает толпа счастливых родственников, новоиспеченная мама получает огромное количество ценных советов-указаний:

«Да что ты его на руки хватаешь? Он же совсем ручным станет!»;

«На шею сядет! Пусть покричит»;

«Оставь ребенка в покое, он легкие разрабатывает»;

«Ну поорет немного, все орут и ничего!»

Вот так и случается, что мама, обуреваемая сильнейшим внутренним желанием подбежать к своему дитя, взять его на руки, нежно прижать к себе и успокоить, сникает под напором настойчивых рекомендаций более «опытных» мам, теть и бабушек.

Почему возникают такие ситуации? Ведь все желают добра и здоровья новому члену семьи и самой маме.

Долгое время в нашей стране родительство не воспринималось как какое-то серьезное, требующее пристального внимания, определенных навыков и знаний занятие. Система образования предлагала ясли с 1,5 месяцев, а затем и детский сад и школу. С родителей как бы снималась ответственность за внутренний мир ребенка, его переживания, настроения, мысли и чувства, а чаще родители просто об этом не задумывались – одет, обут, накормлен, а мне на работу надо бежать.

Государство поощряло самоотверженно трудящегося у станка, в поле, на заводе, а понятия родительский труд просто не существовало. В социуме культивировался образ «воспитанного ребенка», хотя эпитет «удобный» звучит в данном контексте гораздо уместнее: ест по часам, спит по режиму, после определенного количества «тренировок» перестает донимать плачем стирающую пеленки мать. С таким ребенком и в саду потом никаких проблем не будет – сидит себе на стульчике смирно, ручки на коленки сложил, или машинку в уголке катает, по группе не носится, не кричит страшным голосом. А если кто кричит и ведет себя плохо, так можно все на дурную наследственность свалить, для таких и методы воспитания соответственные будут.

Положение о том, что физический и эмоциональный контакт жизненноважен для новорожденного, что любое соприкосновение младенца с внешним миром опосредовано значимым для ребенка взрослым окружением, прежде всего матерью, в науке было обозначено Л.С. Выготским, за пределы науки, в жизнь, ему выйти не удалось. Напротив, в зарубежной психологии развитию ребенка уделялось огромное значение.

Одним из первых о важности раннего опыта заговорил З. Фрейд. За ним Э.Эриксон и Д.Винникотт, Дж.Боулби и М.Айнсворт – вот только некоторые из ученых, внесших вклад в развитие этого научного направления. Эриксон выделял 8 стадий развития, на первой стадии которого формируются такие качества, как базовое доверие или базовое недоверие. Ключевым элементом базового доверия является чувство защищенности, которое ребенок приобретает во взаимодействии с восприимчивой, внимательной матерью.

В работах Дж.Боулби и М.Айнсворт ключевыми являются такие понятия как эмоциональная связь, привязанность. Родители, умеющие чувствовать ребенка, настроены на его сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Они улыбаются в ответ на улыбку ребенка, разговаривают с ним, когда он произносит звуки, берут его на руки, когда он плачет. Наличие фигуры привязанности в лице матери и ее чувствительности к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.

Мысль о том, что отсутствие материнской любви и ласки в раннем детстве негативно сказывается на личностном развитии ребенка, нарушая его умственное, физическое и эмоциональное развитие, констатировало все больше ученых. Действительно, младенец, проводящий большую часть времени в своей кроватке и общающийся с мамой в течение 15-20 минут во время режимного кормления и различных гигиенических процедур, не получает достаточного стимула, необходимого для поднятия общего эмоционального тонуса, который, в свою очередь, активизирует все психические процессы.

Страдает познавательная активность ребенка: без присутствия мамы развитие познавательных действий - зрительных, слуховых, мануальных,- практически невозможно. Кроме того, ограничен доступ к освоению сферы человеческих взаимоотношений. А для формирования привязанности, или, другими словами, аффективно-личностных связей, просто необходимо эмоционально-окрашенное общение, мамины глаза, улыбка, ее ласковые руки.

Аффективно-личностные связи – одно из важнейших новообразований раннего возраста. Благодаря ему, у ребенка закладывается активная позиция по отношению к внешнему миру, формируется общее чувство безопасности и эмоционального комфорта.

Каким же образом ранний опыт и качество привязанности ребенка могут повлиять на его дальнейшую жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились десятки научных исследований. Все они показали, что дети, имеющий положительный ранний опыт в младенчестве, в старшем возрасте более общительны, доброжелательны в поведении со своими друзьями, братьями и сестрами, менее зависимы от учителей, проявляют меньше агрессии и разрушительного поведения, более эмпатичны и эмоционально зрелы в школе и дома.

В подростковом возрасте эти дети имеют больше близких друзей, чаще становятся лидерами и отличаются более высокой самооценкой.

Чтобы Ваше общение с малышом доставляло радость вам обоим и было качественным:

  • Не позволяйте ему плакать в одиночестве;

  • Улыбайтесь и отвечайте на улыбку;

  • Смотрите в глаза друг другу;

  • Разговаривайте с малышом;

  • Помните, контакт «кожа к коже» необходим вашему маленькому человечку;

  • Носите на руках, носите в слинге;

По крайней мере странно подозревать пятимесячного малыша в злом умысле – замучить родителей плачем, или требовать от двухмесячного грудничка засыпать одному, дав ему проплакаться. Конечно, гипотетически он на это способен, но тогда почему он зовет вас единственным доступным ему способом – плачем? Почему так нуждается в теплых маминых руках?

Не бойтесь приучить к рукам. Наслаждайтесь тесным контактом и ни с чем не сравнимой близостью. Ловя на детской площадке своего непоседливого двухлетку, вы с нежностью будете вспоминать время вашего безмятежного единения.

 

• Нидерландское исследование Димфны Ван ден Бум (van den Boom, 1994);

• Эверетт Уотерс и коллеги (Waters et al, 1995);

• Сarlson and Sroufe, 1995; • Levt and Fagot,1995

• Алан Шрауф и коллеги (Sroufe et al, 1993; Urban et al 1991; Weinfield et al 1997; и т.д.

 

Список литературы:

1.Би Х. Развитие ребенка - 9-е изд.- СПб.:Питер, 2004.

2.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей – 2-е изд. - Академический проект, 2006

3.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии - Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.

4.Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд.- СПб.:Питер, 2006.

 

Читайте также:

Носить,нельзя откладывать

Ношение ребенка на руках

 

Автор Рената Мигалчан

психолог

Источник: "Сознательно.ru"-видеопортал для думающих родителей

 



все записи
Новости

19.10.2014
Пустышка. Можно ли без нее обойтись?

Большинство современных мам не могут обойтись без этого предмета. Пустышка используется в следующих ситуациях: Ребенок проявляет беспокойство через некоторое время после кормления. Кормился 30 минут назад и начал «попискиват…

подробнее

05.10.2014
Рожденный выживать

Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Рожденный выживать раскрывает мир инстинктов, который человек унаследовал от своих далеких предков. Именно они сделали возможным превращение человека в человека и до сих пор, неосоз…

подробнее

05.10.2014
Тайные желания

Желание продолжения рода - один из самых мощных инстинктов, которыми обладает человек. Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Тайные желания рассказывает о различиях сексуальных предпочтений мужчин и женщин, которые имею…

подробнее

все новости

Мы в социальных сетях:

 

                  

 

 

 

 

Акции

11.02.2014
Станьте соСОЗДАТЕЛЕМ будущего

Сделать вместе проще. Мы предлагаем Вам сделать вместе фильм. О чем? О людях. О каких? О разных. В чем их особенность? Все они волонтеры. Зачем о них рассказывать? Узнайте больше: Волонтеры. Игра с огнем  

подробнее

07.01.2014
Лекции для родителей и специалистов соТВОРЧЕСТВО февраль-май 2014

С февраля по май 2014 года мы продолжаем проведение лекций цикла соТВОРЧЕСТВО. Большинство лекций доступны в формате очных и skype встреч. Присоединяйтесь. Мы будем рады видеть Вас. Наши проекты делаются вместе с Вами и для Вас.   …

подробнее

11.11.2013
Новый Год, Рождество, Крещение 2014 в Зимнем Семейном Лагере!

Зимний лагерь с «Большой Черепахой» - это возможность отдохнуть и активно провести время с детьми.  Для Вас: 1ая смена — 27 декабря 2013 — 02 января 2014 2ая смена — 03 января – 09 января 2014 …

подробнее

все анонсы