Ношение на руках и слинги

"Мама, возьми на ручки!"

Сначала в роддоме, а потом и дома, где ожидает толпа счастливых родственников, новоиспеченная мама получает огромное количество ценных советов-указаний:

«Да что ты его на руки хватаешь? Он же совсем ручным станет!»;

«На шею сядет! Пусть покричит»;

«Оставь ребенка в покое, он легкие разрабатывает»;

«Ну поорет немного, все орут и ничего!»

Вот так и случается, что мама, обуреваемая сильнейшим внутренним желанием подбежать к своему дитя, взять его на руки, нежно прижать к себе и успокоить, сникает под напором настойчивых рекомендаций более «опытных» мам, теть и бабушек.

Почему возникают такие ситуации? Ведь все желают добра и здоровья новому члену семьи и самой маме.

Долгое время в нашей стране родительство не воспринималось как какое-то серьезное, требующее пристального внимания, определенных навыков и знаний занятие. Система образования предлагала ясли с 1,5 месяцев, а затем и детский сад и школу. С родителей как бы снималась ответственность за внутренний мир ребенка, его переживания, настроения, мысли и чувства, а чаще родители просто об этом не задумывались – одет, обут, накормлен, а мне на работу надо бежать.

Государство поощряло самоотверженно трудящегося у станка, в поле, на заводе, а понятия родительский труд просто не существовало. В социуме культивировался образ «воспитанного ребенка», хотя эпитет «удобный» звучит в данном контексте гораздо уместнее: ест по часам, спит по режиму, после определенного количества «тренировок» перестает донимать плачем стирающую пеленки мать. С таким ребенком и в саду потом никаких проблем не будет – сидит себе на стульчике смирно, ручки на коленки сложил, или машинку в уголке катает, по группе не носится, не кричит страшным голосом. А если кто кричит и ведет себя плохо, так можно все на дурную наследственность свалить, для таких и методы воспитания соответственные будут.

Положение о том, что физический и эмоциональный контакт жизненноважен для новорожденного, что любое соприкосновение младенца с внешним миром опосредовано значимым для ребенка взрослым окружением, прежде всего матерью, в науке было обозначено Л.С. Выготским, за пределы науки, в жизнь, ему выйти не удалось. Напротив, в зарубежной психологии развитию ребенка уделялось огромное значение.

Одним из первых о важности раннего опыта заговорил З. Фрейд. За ним Э.Эриксон и Д.Винникотт, Дж.Боулби и М.Айнсворт – вот только некоторые из ученых, внесших вклад в развитие этого научного направления. Эриксон выделял 8 стадий развития, на первой стадии которого формируются такие качества, как базовое доверие или базовое недоверие. Ключевым элементом базового доверия является чувство защищенности, которое ребенок приобретает во взаимодействии с восприимчивой, внимательной матерью.

В работах Дж.Боулби и М.Айнсворт ключевыми являются такие понятия как эмоциональная связь, привязанность. Родители, умеющие чувствовать ребенка, настроены на его сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Они улыбаются в ответ на улыбку ребенка, разговаривают с ним, когда он произносит звуки, берут его на руки, когда он плачет. Наличие фигуры привязанности в лице матери и ее чувствительности к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.

Мысль о том, что отсутствие материнской любви и ласки в раннем детстве негативно сказывается на личностном развитии ребенка, нарушая его умственное, физическое и эмоциональное развитие, констатировало все больше ученых. Действительно, младенец, проводящий большую часть времени в своей кроватке и общающийся с мамой в течение 15-20 минут во время режимного кормления и различных гигиенических процедур, не получает достаточного стимула, необходимого для поднятия общего эмоционального тонуса, который, в свою очередь, активизирует все психические процессы.

Страдает познавательная активность ребенка: без присутствия мамы развитие познавательных действий - зрительных, слуховых, мануальных,- практически невозможно. Кроме того, ограничен доступ к освоению сферы человеческих взаимоотношений. А для формирования привязанности, или, другими словами, аффективно-личностных связей, просто необходимо эмоционально-окрашенное общение, мамины глаза, улыбка, ее ласковые руки.

Аффективно-личностные связи – одно из важнейших новообразований раннего возраста. Благодаря ему, у ребенка закладывается активная позиция по отношению к внешнему миру, формируется общее чувство безопасности и эмоционального комфорта.

Каким же образом ранний опыт и качество привязанности ребенка могут повлиять на его дальнейшую жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились десятки научных исследований. Все они показали, что дети, имеющий положительный ранний опыт в младенчестве, в старшем возрасте более общительны, доброжелательны в поведении со своими друзьями, братьями и сестрами, менее зависимы от учителей, проявляют меньше агрессии и разрушительного поведения, более эмпатичны и эмоционально зрелы в школе и дома.

В подростковом возрасте эти дети имеют больше близких друзей, чаще становятся лидерами и отличаются более высокой самооценкой.

Чтобы Ваше общение с малышом доставляло радость вам обоим и было качественным:

  • Не позволяйте ему плакать в одиночестве;

  • Улыбайтесь и отвечайте на улыбку;

  • Смотрите в глаза друг другу;

  • Разговаривайте с малышом;

  • Помните, контакт «кожа к коже» необходим вашему маленькому человечку;

  • Носите на руках, носите в слинге;

По крайней мере странно подозревать пятимесячного малыша в злом умысле – замучить родителей плачем, или требовать от двухмесячного грудничка засыпать одному, дав ему проплакаться. Конечно, гипотетически он на это способен, но тогда почему он зовет вас единственным доступным ему способом – плачем? Почему так нуждается в теплых маминых руках?

Не бойтесь приучить к рукам. Наслаждайтесь тесным контактом и ни с чем не сравнимой близостью. Ловя на детской площадке своего непоседливого двухлетку, вы с нежностью будете вспоминать время вашего безмятежного единения.

 

• Нидерландское исследование Димфны Ван ден Бум (van den Boom, 1994);

• Эверетт Уотерс и коллеги (Waters et al, 1995);

• Сarlson and Sroufe, 1995; • Levt and Fagot,1995

• Алан Шрауф и коллеги (Sroufe et al, 1993; Urban et al 1991; Weinfield et al 1997; и т.д.

 

Список литературы:

1.Би Х. Развитие ребенка - 9-е изд.- СПб.:Питер, 2004.

2.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей – 2-е изд. - Академический проект, 2006

3.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии - Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.

4.Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд.- СПб.:Питер, 2006.

 

Читайте также:

Носить,нельзя откладывать

Ношение ребенка на руках

 

 

Автор Рената Мигалчанпсихолог

Источник: Сознательно.Ру

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше