Педагогический прикорм

Прикорм для грудничка

В настоящее время уже никто из врачей, компетентных в вопросах грудного вскармливания детей раннего возраста, не рекомендует начинать прокорм ранее 6-ти месяцев жизни ребенка. О вреде соков, как первого прикорма, уже давно известно в современной медицине. Мамино молоко обеспечивает малыша в среднем до года всем необходимым – витаминами, микроэлементами, минеральными веществами. Поэтому, главное – не торопиться!

Как же правильно и «без потерь» начать прикорм грудничку?

Начнем по-порядку. Главное – мамино молоко! Само определение – «прикорм» - несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а все остальное – это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства.

Начинать прикорм нужно, когда ребенок «сигналит» маме о своей готовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки, и может удержать в руке и «мусолить» сушку. Это происходит ближе к 6-ти месяцам жизни ребенка. У него есть устойчивый пищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этим познакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой – из маминой тарелки. В сознании малыша эти два процесса никак не связаны.

Он не стремится насытиться прикормом, потому что… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интересна еда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден!

Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы мама сняла с себя и своих близких заботу о накармливании ребенка. Малыш продолжает кормиться её молоком, и количество суточных прикладываний к груди не снижается меньше 12 в сутки. Это количество необходимо для поддержания стабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые для насыщения и роста ребенка – всегда перед снами, после снов, и ночью, а при бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения и психологического комфорта малыша.

Я ем, как взрослый

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама. Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама.

Если дать ему маленький кусочек из своей тарелки размером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то со своим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжается знакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребенка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты.

Пока малыш совсем мал, он получает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами, без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Но если это очень маленький кусочек – со спичечную головку, то малышу нет разницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и форме этого кусочка. Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек в прямом смысле этого слова.

Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для растущего человечка.

Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы.

Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.

В-третьих, белковая и крахмалистая пища начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев. Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая… после 4-х лет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста, яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм с целью накормить ребенка, например, с яблочного пюре, можно получить «на выходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедший через желудок, не травмировав его, то цель его – знакомство с яблоком. Однако, яблоки, и вообще фрукты и овощи - это не основная наша еда.

Что из продуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосе России? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба – это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно эти продукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мама не отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда не увидите в горшке у годовалого ребенка сыра, например, даже если он ест его кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вот морковка…

Знакомство с прикормом длится несколько месяцев с момента начала прикорма, когда у ребенка постепенно увеличивается потребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребенок просит все большее количество кусочков за один «присест» на трапезу. Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так же интересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится с рационом своей семьи, с продуктами всех четырех сезонов года.

Мама – конкурент за столом

Мы уже упоминали о том, что мама не должна делать попыток накормить ребенка. За столом мама должна демонстрировать, что она в еде – конкурент. У мамы нет цели накормить ребенка, у ребенка есть цель выпросить еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма.

Если мама ест с аппетитом, и с удовольствием, демонстрируя это своим поведением за столом, ребенок будет повторять за ней. Ведь интерес к пище взрослых – это не что иное, как желание подражать маме в том, что она делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребенка не пытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ест всегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у него нет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относится к трапезе с большой ценностью.

Понятие, что еда - это ценность, формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой, и её поведением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в рот только после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение о том, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решением ребенка, а не взрослого человека.

Маленькие детки питаются очень дробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Они усаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями и сестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают - «мусолят» то сушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.

Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?

Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребенка иногда «одаряет», демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок, и продолжает свой обед.«Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования.

Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом.

На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет.  Ребенка никто за столом не развлекает, и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.

Питание и воспитание

Подведем итог:

  • Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый.
  • В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи.
  • Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок.
  • Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом.
  • Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду…

Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.

Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:

  1. Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама
  1. Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка
  1. Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре
  1. Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами
  1. Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний
  1. Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы
  1. Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама
  1. Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях
  1. Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно • Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми
  1. Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает
  1. Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке
  1. Еда на столе должна быть в ограниченном количестве
  1. Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается
  1. Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать...

Еда используется только «по назначению»

  • Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи
  • Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!

 

Автор: Пругова Галина

консультант по грудному вскармливанию

Источник: Центр материнства и поддержки грудного вскармливания "Мамин дом"



все записи
Новости

19.10.2014
Пустышка. Можно ли без нее обойтись?

Большинство современных мам не могут обойтись без этого предмета. Пустышка используется в следующих ситуациях: Ребенок проявляет беспокойство через некоторое время после кормления. Кормился 30 минут назад и начал «попискиват…

подробнее

05.10.2014
Рожденный выживать

Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Рожденный выживать раскрывает мир инстинктов, который человек унаследовал от своих далеких предков. Именно они сделали возможным превращение человека в человека и до сих пор, неосоз…

подробнее

05.10.2014
Тайные желания

Желание продолжения рода - один из самых мощных инстинктов, которыми обладает человек. Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Тайные желания рассказывает о различиях сексуальных предпочтений мужчин и женщин, которые имею…

подробнее

все новости

Мы в социальных сетях:

 

                  

 

 

 

 

Акции

11.02.2014
Станьте соСОЗДАТЕЛЕМ будущего

Сделать вместе проще. Мы предлагаем Вам сделать вместе фильм. О чем? О людях. О каких? О разных. В чем их особенность? Все они волонтеры. Зачем о них рассказывать? Узнайте больше: Волонтеры. Игра с огнем  

подробнее

07.01.2014
Лекции для родителей и специалистов соТВОРЧЕСТВО февраль-май 2014

С февраля по май 2014 года мы продолжаем проведение лекций цикла соТВОРЧЕСТВО. Большинство лекций доступны в формате очных и skype встреч. Присоединяйтесь. Мы будем рады видеть Вас. Наши проекты делаются вместе с Вами и для Вас.   …

подробнее

11.11.2013
Новый Год, Рождество, Крещение 2014 в Зимнем Семейном Лагере!

Зимний лагерь с «Большой Черепахой» - это возможность отдохнуть и активно провести время с детьми.  Для Вас: 1ая смена — 27 декабря 2013 — 02 января 2014 2ая смена — 03 января – 09 января 2014 …

подробнее

все анонсы