Проблемы с грудным вскармливанием

Отказ от груди

Отказ от груди – это дамоклов меч, которого панически боится практически каждая мама, кормящая грудью. Консультанты различают множество разновидностей отказа – мягкий, жёсткий, ложный, истинный, предотказное состояние и т.п.

Лично мне глубоко неприятен сам термин «отказ от груди», особенно когда его интерпретируют как отказ от мамы, как вотум недоверия.

Да, существуют ситуации, когда ребёнок по непонятной причине начинает плохо сосать грудь. Задача матери – найти причину и либо прекратить, либо скомпенсировать её негативное влияние. При этом не должно быть места самоедству и копанию в прошлом, нужен спокойный конструктивный анализ насущной ситуации.

Причины неожиданного нарушения уже сформированного пищевого поведения у ребёнка можно условно разделить на физиологические и психологические.

Физиологические причины отказа от груди

В первую категорию попадают многочисленные неполадки со здоровьем, которые вызывают снижение аппетита либо затрудняют и делают болезненным собственно процесс сосания груди. Сюда относятся многочисленные вирусные заболевания, кишечные расстройства, отиты, насморк, прорезывание зубов, стоматиты, молочница и многое другое.

Нередко бывает так, что ухудшение сосания оказывается одним из первых симптомов болезни, поэтому первое, что нужно в таком случае сделать – обратить внимание на здоровье ребёнка. Если выясняется, что причина «отказа» кроется в состоянии здоровья, то ребёнка нужно лечить. При этом не нужно навязывать ребёнку питание на обычном уровне – лишняя еда может пойти в таких случаях во вред.

Иногда можно простыми средствами (вроде промывания носика при насморке или полуспиртового компресса при отите) облегчить состояние малыша и тем самым быстро восстановить кормление в полном объёме.

Однако бывает и так, что ребёнок полностью здоров и достаточно голоден, но вдруг начинает вести себя у груди совершенно не подобающим образом. В таком случае нужно искать психологические причины.

Психологические причины отказа от груди

Основной особенностью грудного ребёнка является то, что он быстро растёт и постоянно изменяется. Каждый день приносит ему новые возможности и открывает новые грани бытия. При этом не всегда новые детали мозаики сразу встают на место, на «притирку» уходит много психических и физических сил. В результате могут страдать некоторые физиологические функции, и питание среди них на первом месте.

Любопытно, но никто не удивляется влюблённому, забывающему покушать. Однако поведение трёхмесячного ребёнка, неожиданно обнаружившего вокруг себя огромный мир, вызывает у родителей полное непонимание. Благодаря своеобразной психологической перестройке – переориентации с преимущественного восприятия внутренних ощущений на внешние – ребёнок перестаёт страдать от колик (газы в желудке по-прежнему присутствуют, но его это уже не так волнует).

Родителей это радует.

Но одновременно с этим малыш начинает периодически испытывать перевозбуждение, мешающее старательно сосать грудь, что ввергает мать в отчаяние. Часто бывает так, что в периоды бодрствования здоровый малыш не берет грудь или берет и с криком бросает, а на сон берет грудь и сосет в полусне совсем по-другому – спокойно, размеренно и тщательно.

Такое поведение как раз демонстрирует неспособность малыша переключиться с режима восприятия нового (внешнего мира и себя в этом мире) и снизить уровень возбуждения, а когда уровень бодрствования всё-таки понижается, малыш обнаруживает потребность в пище и обретает способность сконцентрироваться на сосании груди.

Со временем каждый малыш привыкает к своим новым качествам, и равновесие восстанавливается само собой. Но без помощи матери процесс может затянуться, а его издержки могут оказаться слишком велики.

В первую очередь помощь заключается в том, что матери желательно научиться эффективно успокаивать малыша. Также как и переживание колик, это очень индивидуальный процесс. Оптимизировать уровень возбуждения может укачивание, пеленание, водные процедуры и даже пустышка. После приведения малыша во вменяемое состояние мягко, но настойчиво предлагается грудь, и она малышом берётся.

Второй вид помощи касается не «лечения», а профилактики – мать должна строить весь распорядок дня с учётом соотношения процессов возбуждения и торможения активности нервной системы своего ребёнка, не допуская перевозбуждения и истощения нервных ресурсов.

Памятуя основное правило функционирования молочных желез – полноты и регулярности опорожнения – мать должна управлять периодами активности и отдыха ребёнка, выбирая для кормления наиболее благоприятные моменты. Обычно оптимальный уровень возбуждения наблюдается у ребёнка вокруг снов (это часто подчёркивается консультантами по ГВ), однако и в периоды бодрствования реально найти «паузу», когда ребёнок в состоянии хорошо покушать. Эта задача сильно облегчается при упорядоченном режимном кормлении – благоприятное для кормления время достаточно точно повторяется изо дня в день.

Чем старше становится малыш, тем сложнее становится его взаимодействие с миром, и тем разнообразнее становятся источники перевозбуждения. Поэтому матери нужно быть очень внимательной и вовремя замечать перемены, происходящие с малышом, соответствующим образом корректируя уход за ним. При таком подходе (и соответствующем конструктивном настрое у матери) серьёзных сбоев в сосании груди не происходит.

Но что же делать, если вовремя не удалось сориентироваться и малыш отказывается полноценно питаться, будучи физически здоровым?

Консультанты предлагают в таких случаях «восстанавливать утраченное доверие» путём «осады» или «гнездования». При этом матери вместе с ребёнком предлагается на продолжительный срок отгородиться от всего внешнего мира и прекратить всякое общение ребёнка с кем-либо кроме матери. Мне этот способ представляется сложным и малоэффективным, к тому же он чреват осложнением взаимоотношений матери с близкими ей людьми.

В «гнездовании» есть положительные моменты, которые иногда оказываются достаточными для преодоления отказа.

  • Во-первых, уменьшение контактов с внешним миром и исключение некоторых компонентов ухода снижают информационную нагрузку на ребёнка и способствуют восстановлению нервной уравновешенности.
  • Во-вторых, увеличение продолжительности общения с ребёнком (за счёт игнорирования других социальных и бытовых функций женщины) и улучшение качества контакта с ним помогают разобраться в насущных потребностях малыша и в его индивидуальных особенностях, тем самым позволяя выстроить новый удобный ритм жизни.

В принципе, этих же целей можно достичь и без радикального изменения образа жизни, поскольку обычно не составляет труда «вычислить» не подходящий малышу элемент ухода и скорректировать именно его. При этом вычисления должны быть основаны не на отвлечённых теориях, а на наблюдении за реакциями конкретного малыша на тот или иной «фактор риска».

Иными словами, предпочтительно не пытаться остановить развитие ребёнка, снова и снова воссоздавая простоту и приятность внутриутробного существования. Лучше помочь маленькому человечку войти в мир, дозируя продолжительность контактов с ним и тщательно выбирая их содержание. А вот «гнездование» без осмысления может либо оказаться бесполезным, либо принесёт только временное облегчение и попытка вновь «выйти в мир» вызовет новую волну отказного поведения.

Вне зависимости от причин отказа, нарушение качества и регулярности сосания груди приводит к снижению лактации. Чем сильнее были сбои и чем дольше они продолжались, тем труднее вернуться к нормальному уровню производства молока. Малое количество молока и замедленное срабатывание окситоцинового рефлекса (прибытия молока) препятствуют реализации малышом его добрых намерений относительно груди. Поэтому маме желательно обратиться «к началу» и вспомнить рекомендации для установления полноценной лактации после родов.

То же самое касается отказов, сопровождавшихся введением докорма из бутылочки – мать должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребёнок предпочёл питаться из груди (рекомендации те же, что и для переучивания на грудь новорожденного, разве что действовать можно быстрее и настойчивее). Единственное, что хочется подчеркнуть – гораздо легче не допустить снижения лактации и тем самым не провоцировать ребёнка на повторный отказ.

Не надо допускать застоя молока в груди. Если ребёнок не выполняет свою работу, то её должна выполнить мама, качественно и регулярно сцеживаясь. При этом нежелательно докармливать сцеженным молоком ребёнка – это допустимо только в случае болезненности собственно сосания. При этом нет необходимости сцеживаться после каждой неудачной попытки кормления малыша грудью. В течение суток достаточно нескольких полноценных опорожнений молочных желез, и неважно кто это сделает.

К примеру, если малыш нормально сосёт в течение ночи, а днём устраивает забастовку, то придётся днём пару раз сцедить молоко. Если ребёнок болен и в любое время суток ест понемногу, то сцеживания придётся распределить равномерно по суткам. Возня со сцеживанием может показаться утомительной и неестественной, но наградой становится быстрое возвращение ребёнка к нормальному питанию после преодоления причин отказного поведения.

Подведём итог

«Отказы» от груди, а точнее неожиданно возникшие нарушения сосания груди, имеют под собой конкретные причины, причём искать эти причины нужно максимально близко ко времени проявления отказного поведения.

Очень часто отказы возникают по причине нездоровья ребёнка. Кроме того, отказ часто свидетельствует о неспособности малыша быстро и эффективно приспособиться к изменяющимся внешним и внутренним обстоятельствам.

В любом случае малышу нужна помощь, причём желательно, чтобы эта помощь носила специфический характер, тонко устраняя причину нарушений. Кроме того, при всех разновидностях отказов матери желательно брать контроль за правильным функционированием молочных желез на себя, в целях облегчения восстановительного периода.

 

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

 



все записи
Новости

19.10.2014
Пустышка. Можно ли без нее обойтись?

Большинство современных мам не могут обойтись без этого предмета. Пустышка используется в следующих ситуациях: Ребенок проявляет беспокойство через некоторое время после кормления. Кормился 30 минут назад и начал «попискиват…

подробнее

05.10.2014
Рожденный выживать

Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Рожденный выживать раскрывает мир инстинктов, который человек унаследовал от своих далеких предков. Именно они сделали возможным превращение человека в человека и до сих пор, неосоз…

подробнее

05.10.2014
Тайные желания

Желание продолжения рода - один из самых мощных инстинктов, которыми обладает человек. Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Тайные желания рассказывает о различиях сексуальных предпочтений мужчин и женщин, которые имею…

подробнее

все новости

Мы в социальных сетях:

 

                  

 

 

 

 

Акции

11.02.2014
Станьте соСОЗДАТЕЛЕМ будущего

Сделать вместе проще. Мы предлагаем Вам сделать вместе фильм. О чем? О людях. О каких? О разных. В чем их особенность? Все они волонтеры. Зачем о них рассказывать? Узнайте больше: Волонтеры. Игра с огнем  

подробнее

07.01.2014
Лекции для родителей и специалистов соТВОРЧЕСТВО февраль-май 2014

С февраля по май 2014 года мы продолжаем проведение лекций цикла соТВОРЧЕСТВО. Большинство лекций доступны в формате очных и skype встреч. Присоединяйтесь. Мы будем рады видеть Вас. Наши проекты делаются вместе с Вами и для Вас.   …

подробнее

11.11.2013
Новый Год, Рождество, Крещение 2014 в Зимнем Семейном Лагере!

Зимний лагерь с «Большой Черепахой» - это возможность отдохнуть и активно провести время с детьми.  Для Вас: 1ая смена — 27 декабря 2013 — 02 января 2014 2ая смена — 03 января – 09 января 2014 …

подробнее

все анонсы