Психология и развитие малыша
Фундаментальные основы личности ребенка
Государство начинается с семьи. Именно в семье закладываются фундаментальные основы личности ребенка, такие как базовое доверие и уверенность в себе.
Эти психологические качества, по мнению А.Маслоу, Э.Эриксона, К.Изарда и др., являются базовой основой активной и творческой деятельности личности, повышают устойчивость к фрустрации и увеличивают адаптационные возможности человека.
В данной статье собран достаточно "сухой" материал по вопросу изучения базового доверия и уверенности в себе в современной литературе.
Мы оставляем четкость и структурность материала, считая, что в такой форме он сможет принести больше пользы для специалистов, которые так или иначе связаны с вопросами материнства и детства: медиков, консультантов по грудному вскармливанию, инструкторов по уходу за ребенком, психологов и т.д. В конце статьи представлен список литературы, на который этим специалистам можно опираться в своей работе. В самой статье приведены ссылки на конкретные источники литературы.
В современной психологии обозначены различные направления, которые изучают условия формирования базового доверия и уверенности в себе в раннем возрасте.
М.Оден, С.Гроф, Г.Брехман и др. указывают на особенную значимость перинатального развития, родов и первых месяцев жизни.
М.И.Лисина, Д.Боулби, М.Ю.Кистяковская, К.Изард и др. в своих исследованиях направляют внимание на непосредственный эмоциональный контакт с матерью и её доступность.
Ж.В.Цареградская, Р.В.Дольник, Ж.Ледлофф Ж. и др. указывают на особую значимость врожденных ожиданий ребенка в отношении конкретных способов взаимодействия с матерью – элементов ухода.
Базовое доверие к матери и миру
В первый год жизни у ребенка вырабатывается необходимое психологическое образование - базовое доверие к внутреннему и внешнему миру. Это общая установка ребенка - фундамент отношения к себе и к другим людям, который позволяет пережить состояние фрустрации (периоды невозможности удовлетворять потребности) на следующих стадиях развития (Маслоу А., 2011; Эриксон Э., 2000).
Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем. Базовое доверие к миру становится интуитивной уверенностью в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то придет помощь (Осорина М., 2010). Если мир ребенка противоречив, причиняет боль или вызывает стресс, то развиваются установки страха, подозрительности и опасений за свою жизнь (Цареградская Ж.В., 2005; Эриксон Э., 2000; Скиннер Р., 1995).
На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность (Маслоу А., 2011; Осорина М., 2010; Ледлофф Ж., 2003).
Доверие к миру оказывает влияние на любознательность и активность ребенка, его симпатию и интерес к другим людям. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе (Изард К., 2011; Оден М., 2009).
В ходе повседневного взаимодействия с матерью младенец обретает уверенность в своей желанности. Он чувствует себя защищенным и рассчитывает на гарантию положительного отклика мира на его нужды. Стоит отметить, что ребенку важно узнать с помощью взрослых не только, чему необходимо доверять, но и чему не следует. Благоприятное соотношение факторов доверия и недоверия позволяет родителям знакомить ребенка с миром реальным.
Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний и, именно этот опыт, ребенок учится переносить или не переносить во внешний мир при контакте с ним (Осорина М., 2010; Эриксон Э., 2000).
Доверие к жизни становится основой оптимизма взрослого человека, уверенностью в том, что жизнь является самой большой ценностью и жить стоит, несмотря на невзгоды.
К возрасту одного года при насыщении близостью с матерью ребенок готов к обучению социальным навыкам взаимодействия с внешним миром посредством взрослого, который является для него авторитетом. Взрослый, в свою очередь, учитывая основные индивидуальные особенности, помогает ребенку в освоении внешнего мира, опираясь на свой жизненный опыт и культурные ценности, принятые в обществе.
Уверенность в себе
Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность - это «незнание». Когда человек знает, он уверен. Если присутствуют сомнения, то человек не знает (Миншулл Р., 2000).
Уверенность - это предсказуемость.
Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них. Непредсказуемые события влияют на восприятие ребёнка, увеличивая количество неуверенности в его положении на данный момент. При постоянном действии подобных факторов (семейные ссоры, неожиданные переезды, исчезновение близких людей) неуверенность может превратиться в жизненную позицию (Маслоу А., 2011; Аксарина Н.М., 1977).
Новорожденный чувствует себя неуверенно до тех пор, пока не убедится в добром к нему отношении, пока не будет чувствовать, что все потребности удовлетворяются и можно доверять этому миру (Цареградская Ж.В., 2005) .
Младенец овладевает пространством в течение первого года жизни: сначала неуверенно, но затем, при поддержке родителей, приходит смелость и уверенность. Расширение круга общения с чужими людьми приводит к смятению ребенка, при этом, постепенно, подражая взрослым, чувствуя заботу и понимание, ребенок учится устанавливать контакт с окружающими.
Таким образом, шаг за шагом, на каждом этапе развития, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоение нового ребенком – это «уверенность, вложенная в руки» (Крайг Г., 2010; Психология человека от рождения до смерти, 2010).
На любом этапе жизни ребенка важно, чтобы он чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.
Отрицательная оценка не стимулирует ребенка, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу.
Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Важна мера в положительных и отрицательных оценках (Маслоу А., 2011; Психология человека от рождения до смерти, 2010).
Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе (Изард К., 2011).
Читайте также:
Стадия абсолютной зависимости и первые претензии на независимость
Автор Тихонова Юлия
гештальт-терапевт, психолог-консультант, автор проекта "Мир во мне"
Список литературных источников по теме:
-
Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев: Лонгитюдное исследование: Дис. канд. Псих.наук. – Иваново, 2002. – 324 с.
-
Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. – 2000. – №6. – С.50-55.
-
Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
-
Боулби Д. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
-
Брехман Г. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего // Пациент. – 1999. – № 3.
-
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Класс, 2011. – 94 с.
-
Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 2011. – 80 с.
-
Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: АСТ, 2004. – 497 с.
-
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.– СПб.: Петроглиф, 2004. – 352 с.
-
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 461 с.
-
Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. – 1965. – № 2. – С. 129-140.
-
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.– СПб.: Питер, 2010. – 940 с.
-
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
-
Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности – М.: Генезис, 2003. – 207 с.
-
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2011. – 353 с.
-
Миншулл Р. Как сделать своих детей счастливыми (Чудеса за завтраком). – М.:Самиздат, 2000. – 34 с.
-
Оден М. Научное познание любви. – М.: Междунар. Шк. Традиц.акушерства, 2009. – 212 с.
-
Оден М. Первичное здоровье. – М.: Century, 1986. – 52 с.
-
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 368с.
-
Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – М.: АСТ, 2010. – 651с.
-
Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.
-
Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под ред. В.С. Коваленко. – СПб.: Вертикаль, 2006. – 440 с.
-
Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995. – 272 с.
-
Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать и дитя». – М.: Агар, 2000. – 183 с.
-
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.
-
Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. – М.: ACT, 2005. – 281с.
-
Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. – М.: Класс, 2004. – 224 с.
-
Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
-
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. – 142 с.
-
Эйнсуорт М.Д. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. –1994. – С. 110-130
все записи