Психология и развитие малыша

Фундаментальные основы личности ребенка

Государство начинается с семьи. Именно в семье закладываются фундаментальные основы личности ребенка, такие как базовое доверие и уверенность в себе.

Эти психологические качества, по мнению А.Маслоу, Э.Эриксона, К.Изарда и др., являются базовой основой активной и творческой деятельности личности, повышают устойчивость к фрустрации и увеличивают адаптационные возможности человека.

В данной статье собран достаточно "сухой" материал по вопросу изучения базового доверия и уверенности в себе в современной литературе.

Мы оставляем четкость и структурность материала, считая, что в такой форме он сможет принести больше пользы для специалистов, которые так или иначе связаны с вопросами материнства и детства: медиков, консультантов по грудному вскармливанию, инструкторов по уходу за ребенком, психологов и т.д. В конце статьи представлен список литературы, на который этим специалистам можно опираться в своей работе. В самой статье приведены ссылки на конкретные источники литературы.

В современной психологии обозначены различные направления, которые изучают условия формирования базового доверия и уверенности в себе в раннем возрасте.

М.Оден, С.Гроф, Г.Брехман и др. указывают на особенную значимость перинатального развития, родов и первых месяцев жизни.

М.И.Лисина, Д.Боулби, М.Ю.Кистяковская, К.Изард и др. в своих исследованиях направляют внимание на непосредственный эмоциональный контакт с матерью и её доступность.

Ж.В.Цареградская, Р.В.Дольник, Ж.Ледлофф Ж. и др. указывают на особую значимость врожденных ожиданий ребенка в отношении конкретных способов взаимодействия с матерью – элементов ухода.

Базовое доверие к матери и миру

В первый год жизни у ребенка вырабатывается необходимое психологическое образование - базовое доверие к внутреннему и внешнему миру. Это общая установка ребенка - фундамент отношения к себе и к другим людям, который позволяет пережить состояние фрустрации (периоды невозможности удовлетворять потребности) на следующих стадиях развития (Маслоу А., 2011; Эриксон Э., 2000).

Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем. Базовое доверие к миру становится интуитивной уверенностью в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то придет помощь (Осорина М., 2010). Если мир ребенка противоречив, причиняет боль или вызывает стресс, то развиваются установки страха, подозрительности и опасений за свою жизнь (Цареградская Ж.В., 2005; Эриксон Э., 2000; Скиннер Р., 1995).

На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность (Маслоу А., 2011; Осорина М., 2010; Ледлофф Ж., 2003).

Доверие к миру оказывает влияние на любознательность и активность ребенка, его симпатию и интерес к другим людям. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе (Изард К., 2011; Оден М., 2009).

В ходе повседневного взаимодействия с матерью младенец обретает уверенность в своей желанности. Он чувствует себя защищенным и рассчитывает на гарантию положительного отклика мира на его нужды. Стоит отметить, что ребенку важно узнать с помощью взрослых не только, чему необходимо доверять, но и чему не следует. Благоприятное соотношение факторов доверия и недоверия позволяет родителям знакомить ребенка с миром реальным.

Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний и, именно этот опыт, ребенок учится переносить или не переносить во внешний мир при контакте с ним (Осорина М., 2010; Эриксон Э., 2000).

Доверие к жизни становится основой оптимизма взрослого человека, уверенностью в том, что жизнь является самой большой ценностью и жить стоит, несмотря на невзгоды.

К возрасту одного года при насыщении близостью с матерью ребенок готов к обучению социальным навыкам взаимодействия с внешним миром посредством взрослого, который является для него авторитетом. Взрослый, в свою очередь, учитывая основные индивидуальные особенности, помогает ребенку в освоении внешнего мира, опираясь на свой жизненный опыт и культурные ценности, принятые в обществе.

Уверенность в себе

Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность - это «незнание». Когда человек знает, он уверен. Если присутствуют сомнения, то человек не знает (Миншулл Р., 2000).

Уверенность - это предсказуемость.

Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них. Непредсказуемые события влияют на восприятие ребёнка, увеличивая количество неуверенности в его положении на данный момент. При постоянном действии подобных факторов (семейные ссоры, неожиданные переезды, исчезновение близких людей) неуверенность может превратиться в жизненную позицию (Маслоу А., 2011; Аксарина Н.М., 1977). 

Новорожденный чувствует себя неуверенно до тех пор, пока не убедится в добром к нему отношении, пока не будет чувствовать, что все потребности удовлетворяются и можно доверять этому миру (Цареградская Ж.В., 2005) .

Младенец овладевает пространством в течение первого года жизни: сначала неуверенно, но затем, при поддержке родителей, приходит смелость и уверенность. Расширение круга общения с чужими людьми приводит к смятению ребенка, при этом, постепенно, подражая взрослым, чувствуя заботу и понимание, ребенок учится устанавливать контакт с окружающими.

Таким образом, шаг за шагом, на каждом этапе развития, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоение нового ребенком – это «уверенность, вложенная в руки» (Крайг Г., 2010; Психология человека от рождения до смерти, 2010).

На любом этапе жизни ребенка важно, чтобы он чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.

Отрицательная оценка не стимулирует ребенка, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу.

Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Важна мера в положительных и отрицательных оценках (Маслоу А., 2011; Психология человека от рождения до смерти, 2010).

Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе (Изард К., 2011).

 

Читайте также:

Доверие с рождения

Стадия абсолютной зависимости и первые претензии на независимость

 

 

Автор Тихонова Юлия

гештальт-терапевт, психолог-консультант, автор проекта "Мир во мне"

 

Список литературных источников по теме:

  • Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев: Лонгитюдное исследование: Дис. канд. Псих.наук. – Иваново, 2002. – 324 с.

  • Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. – 2000. – №6. – С.50-55.

  • Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.

  • Боулби Д. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

  • Брехман Г. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего // Пациент. – 1999. – № 3.

  • Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Класс, 2011. – 94 с.

  • Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 2011. – 80 с.

  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: АСТ, 2004. – 497 с.

  • Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.– СПб.: Петроглиф, 2004. – 352 с.

  • Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 461 с.

  • Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. – 1965. – № 2. – С. 129-140.

  • Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.– СПб.: Питер, 2010. – 940 с.  

  • Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

  • Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности – М.: Генезис, 2003. – 207 с.

  • Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2011. – 353 с.

  • Миншулл Р. Как сделать своих детей счастливыми (Чудеса за завтраком). – М.:Самиздат, 2000. – 34 с.  

  • Оден М. Научное познание любви. – М.: Междунар. Шк. Традиц.акушерства, 2009. – 212 с.

  • Оден М. Первичное здоровье. – М.: Century, 1986. – 52 с.  

  • Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 368с.

  • Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – М.: АСТ, 2010. – 651с.  

  • Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.

  • Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под ред. В.С. Коваленко. – СПб.: Вертикаль, 2006. – 440 с.

  • Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995. – 272 с.

  • Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать и дитя». – М.: Агар, 2000. – 183 с.

  • Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

  • Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. – М.: ACT, 2005. – 281с.

  • Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. – М.: Класс, 2004. – 224 с.

  • Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

  • Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. – 142 с.

  • Эйнсуорт М.Д. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. –1994. – С. 110-130

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

25.10.2024
Гормональные контрацептивы лишают организм необходимых питательных веществ

Вы любите правильно питаться. Вы гордитесь тем, что покупаете продукты на фермерских рынках, где они свежие и питательные, и, желательно, выращены без пестицидов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Вы стараетесь употреблять органическое м…

подробнее

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

25.02.2024
Гормональные контрацептивы лишают организм необходимых питательных веществ

Вы любите правильно питаться. Вы гордитесь тем, что покупаете продукты на фермерских рынках, где они свежие и питательные, и, желательно, выращены без пестицидов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Вы стараетесь употреблять органическое м…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше