Психология и развитие малыша

Фундаментальные основы личности ребенка

Государство начинается с семьи. Именно в семье закладываются фундаментальные основы личности ребенка, такие как базовое доверие и уверенность в себе.

Эти психологические качества, по мнению А.Маслоу, Э.Эриксона, К.Изарда и др., являются базовой основой активной и творческой деятельности личности, повышают устойчивость к фрустрации и увеличивают адаптационные возможности человека.

В данной статье собран достаточно "сухой" материал по вопросу изучения базового доверия и уверенности в себе в современной литературе.

Мы оставляем четкость и структурность материала, считая, что в такой форме он сможет принести больше пользы для специалистов, которые так или иначе связаны с вопросами материнства и детства: медиков, консультантов по грудному вскармливанию, инструкторов по уходу за ребенком, психологов и т.д. В конце статьи представлен список литературы, на который этим специалистам можно опираться в своей работе. В самой статье приведены ссылки на конкретные источники литературы.

В современной психологии обозначены различные направления, которые изучают условия формирования базового доверия и уверенности в себе в раннем возрасте.

М.Оден, С.Гроф, Г.Брехман и др. указывают на особенную значимость перинатального развития, родов и первых месяцев жизни.

М.И.Лисина, Д.Боулби, М.Ю.Кистяковская, К.Изард и др. в своих исследованиях направляют внимание на непосредственный эмоциональный контакт с матерью и её доступность.

Ж.В.Цареградская, Р.В.Дольник, Ж.Ледлофф Ж. и др. указывают на особую значимость врожденных ожиданий ребенка в отношении конкретных способов взаимодействия с матерью – элементов ухода.

Базовое доверие к матери и миру

В первый год жизни у ребенка вырабатывается необходимое психологическое образование - базовое доверие к внутреннему и внешнему миру. Это общая установка ребенка - фундамент отношения к себе и к другим людям, который позволяет пережить состояние фрустрации (периоды невозможности удовлетворять потребности) на следующих стадиях развития (Маслоу А., 2011; Эриксон Э., 2000).

Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем. Базовое доверие к миру становится интуитивной уверенностью в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то придет помощь (Осорина М., 2010). Если мир ребенка противоречив, причиняет боль или вызывает стресс, то развиваются установки страха, подозрительности и опасений за свою жизнь (Цареградская Ж.В., 2005; Эриксон Э., 2000; Скиннер Р., 1995).

На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность (Маслоу А., 2011; Осорина М., 2010; Ледлофф Ж., 2003).

Доверие к миру оказывает влияние на любознательность и активность ребенка, его симпатию и интерес к другим людям. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе (Изард К., 2011; Оден М., 2009).

В ходе повседневного взаимодействия с матерью младенец обретает уверенность в своей желанности. Он чувствует себя защищенным и рассчитывает на гарантию положительного отклика мира на его нужды. Стоит отметить, что ребенку важно узнать с помощью взрослых не только, чему необходимо доверять, но и чему не следует. Благоприятное соотношение факторов доверия и недоверия позволяет родителям знакомить ребенка с миром реальным.

Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний и, именно этот опыт, ребенок учится переносить или не переносить во внешний мир при контакте с ним (Осорина М., 2010; Эриксон Э., 2000).

Доверие к жизни становится основой оптимизма взрослого человека, уверенностью в том, что жизнь является самой большой ценностью и жить стоит, несмотря на невзгоды.

К возрасту одного года при насыщении близостью с матерью ребенок готов к обучению социальным навыкам взаимодействия с внешним миром посредством взрослого, который является для него авторитетом. Взрослый, в свою очередь, учитывая основные индивидуальные особенности, помогает ребенку в освоении внешнего мира, опираясь на свой жизненный опыт и культурные ценности, принятые в обществе.

Уверенность в себе

Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность - это «незнание». Когда человек знает, он уверен. Если присутствуют сомнения, то человек не знает (Миншулл Р., 2000).

Уверенность - это предсказуемость.

Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них. Непредсказуемые события влияют на восприятие ребёнка, увеличивая количество неуверенности в его положении на данный момент. При постоянном действии подобных факторов (семейные ссоры, неожиданные переезды, исчезновение близких людей) неуверенность может превратиться в жизненную позицию (Маслоу А., 2011; Аксарина Н.М., 1977). 

Новорожденный чувствует себя неуверенно до тех пор, пока не убедится в добром к нему отношении, пока не будет чувствовать, что все потребности удовлетворяются и можно доверять этому миру (Цареградская Ж.В., 2005) .

Младенец овладевает пространством в течение первого года жизни: сначала неуверенно, но затем, при поддержке родителей, приходит смелость и уверенность. Расширение круга общения с чужими людьми приводит к смятению ребенка, при этом, постепенно, подражая взрослым, чувствуя заботу и понимание, ребенок учится устанавливать контакт с окружающими.

Таким образом, шаг за шагом, на каждом этапе развития, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоение нового ребенком – это «уверенность, вложенная в руки» (Крайг Г., 2010; Психология человека от рождения до смерти, 2010).

На любом этапе жизни ребенка важно, чтобы он чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.

Отрицательная оценка не стимулирует ребенка, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу.

Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Важна мера в положительных и отрицательных оценках (Маслоу А., 2011; Психология человека от рождения до смерти, 2010).

Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе (Изард К., 2011).

 

Читайте также:

Доверие с рождения

Стадия абсолютной зависимости и первые претензии на независимость

 

 

Автор Тихонова Юлия

гештальт-терапевт, психолог-консультант, автор проекта "Мир во мне"

 

Список литературных источников по теме:

  • Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев: Лонгитюдное исследование: Дис. канд. Псих.наук. – Иваново, 2002. – 324 с.

  • Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. – 2000. – №6. – С.50-55.

  • Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.

  • Боулби Д. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

  • Брехман Г. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего // Пациент. – 1999. – № 3.

  • Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Класс, 2011. – 94 с.

  • Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 2011. – 80 с.

  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: АСТ, 2004. – 497 с.

  • Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.– СПб.: Петроглиф, 2004. – 352 с.

  • Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 461 с.

  • Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. – 1965. – № 2. – С. 129-140.

  • Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.– СПб.: Питер, 2010. – 940 с.  

  • Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

  • Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности – М.: Генезис, 2003. – 207 с.

  • Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2011. – 353 с.

  • Миншулл Р. Как сделать своих детей счастливыми (Чудеса за завтраком). – М.:Самиздат, 2000. – 34 с.  

  • Оден М. Научное познание любви. – М.: Междунар. Шк. Традиц.акушерства, 2009. – 212 с.

  • Оден М. Первичное здоровье. – М.: Century, 1986. – 52 с.  

  • Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 368с.

  • Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – М.: АСТ, 2010. – 651с.  

  • Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.

  • Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под ред. В.С. Коваленко. – СПб.: Вертикаль, 2006. – 440 с.

  • Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995. – 272 с.

  • Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать и дитя». – М.: Агар, 2000. – 183 с.

  • Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

  • Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. – М.: ACT, 2005. – 281с.

  • Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. – М.: Класс, 2004. – 224 с.

  • Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

  • Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. – 142 с.

  • Эйнсуорт М.Д. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. –1994. – С. 110-130

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше