Психология и развитие малыша

Той же муки, да не той же руки (игрушки для младенцев)

Игрушки… Первый атрибут младенчества! Мы радуемся, сделав удачную покупку в магазине игрушек, как дети. Но нередко, зайдя в детский магазин, мы не можем выбрать игрушку среди огромного их изобилия. Все красиво, все нравится, но сделать эти игрушки своими – ввести их в дом, почему-то не хочется. Это ведь как чужой человек – всегда смотрим: с чем пришел, как на детей посмотрел, не говорит ли лишнего?

Так и игрушка. Что от нее возьмет малыш, чем она хороша, кроме того, что маме даст минутку своими делами заняться? Вот и хочется иногда что-то совсем свое сделать, особенное, родное. Как куколка в сказке, которая и от бабы Яги выведет, и накормит, и совет даст.

Потому что куколка эта – наше материнское благословение. Не беда, что не так гладко получается, как в магазине. В каждой шероховатости тепло наше, душа и материнская молитва. Материал можно для игрушки любой подобрать – и теплое дерево, ведь оно, как и береста, само умеет бороться с микробами и не позволяет им обитать в себе. И пластичная глина, она полностью материнские руки передаст. И, конечно шерсть, вот уж где мамино мастерство и выдумка скажется. В ход пойдут и листья, и ягоды, и шишки.

Легкие игрушки (сезонные мобили, яркие носочки, набитые горохом, тряпичные шарики с гремящей пластмассовой коробочкой из-под киндерсюрприза) обычно быстро мастерят для каждого следующего малыша и при каждом удобном случае. А вот трудоемкие (вязаные гирлянды на коляски, деревянные колечки с веревочными узлами, войлочные валяные мячики и т.д.) делаются долгими ночами и потому, наряду с самыми удачными покупными игрушками, передаются от старших к младшим. Но начнем с самого начала.

Весь мир в вашем доме

Нет сомнений, что во младенчестве ребенок изучает мир, знакомится со всеми его тонкостями. Все, что можно понять на практике, принимается за эталон и становится кирпичиками для выстраивания длинных логических цепей. Все, что требует объяснений и помощи, собирается, накапливается и выливается в вопросы вместе с первой возможностью задавать их. Конечно, только в том случае, если неизвестного не так много, чтобы его забыть.

Давайте с самого начала понаблюдаем за процессом познания и постараемся расширить его границы – подарить ребенку весь многообразный мир. Условимся, что будем предлагать ребенку для познания лишь те вещи и явления, которые он способен понять и принять на данный момент. Будем опираться на его физиологические возможности и возростные потребности. Только делать это будем с неутомимой выдумкой и азартом.

Первые два месяца ребенку фактически не нужны игрушки. Всего, что есть в окружении и так достаточно. Необходимо внимательно пронаблюдать, что предшествует маминому появлению, а, следовательно, именно этой последовательности событий можно не бояться, и, даже наоборот, встречать их с радостью. Необходимо запомнить свой собственный режим дня, чтобы быть настоящим участником событий и, чтобы предложение, например, пойти гулять, не застало врасплох. И таких дел у младенца – пруд пруди! Но хочется еще и поближе познакомиться с явлениями, которые тебя окружают.

Уже понятно, что открывающаяся дверь издает звук. Когда мама проходит мимо, ощущается ветерок. Когда открывается форточка, колышатся шторы. А вместе со шторами может вращаться легкий мобиль из папиросной бумаги или фольги, прикрепленной на пяльцах или палочках для шашлыка.

Мобили (от фр. mobile – движение) самая интересная игрушка всех времен и возрастов. Но, как ни странно, внимание привлекают только те мобили, которые используют уже познанные явления. Например, мы не сможем объяснить ребенку, как действуют механические мобили со звуком, а вот мобиль, играющий движением от любого воздушного потока и так понятен. Но как же красив! Если на раскидистой ветке, захваченой с прогулки по парку, прикрепить сухие листья или легкие шелковые кусочки материй, они будут кружиться от любого дуновения. Наблюдать за этим и восторгаться можно вечно, как за текущей водой и огнем.

Возбуждения такое занятие не принесет и ребенок не будет расстроен неразрешимой задачей. Можно поискать такой, радующий сердце, мобиль и в магазинах. Только пусть он будет понятен и вам и ребенку.

В 2-2.5 месяца ребенок начинает понимать, что руками можно управлять и даже дотянуться до во-о-он той манящей игрушки, которую заботливая мама прикрепила именно на расстоянии вытянутой руки. Подумаем, что нового мы можем предложить малышу в этом его старании?

Конечно, первое - это ощущение - из чего сделана игрушка. Второе – звук. Прикоснувшись к предмету можно заставить зазвучать его! Согласитесь, давать в это время ребенку только пластмассовые или только велюровые игрушки – это все равно, что выкрасить все в один цвет. Ну, в два цвета… Фантазия начинает азартно подбрасывает все новые и новые идеи, которые позволят раскрасить познание для малыша большим разнообразием. Прикасаться можно к твердому и мягкому, теплому и холодному, гладкому и шершавому… И это не считая оттенков.

Можно взять деревянные, каменные (например, янтарные или малахитовые бусы над коляской), металические, вязанные, войлочные, берестяные, шелковые предметы. Они могут быть звучащими и молчащими, набитыми горохом, гречкой, пшеницей, солью, опилками, фасолью, монетками, маленькими бубенчиками… Короче, всем, что попалось под руку. Огромное многообразие!

Вот только надо сдержаться и не все сразу обрушить на малыша. Две – три игрушки подвесить – и уже для игры и познания более, чем достаточно. Можно так же здорово использовать разные колокольчики – деревянные, медные, стеклянные, фарфоровые и т.д. А еще большим успехом пользуются китайские мелодичные мобили «дикий ветер». Они звучат и колышатся от прикосновения. Такие игрушки можно делать из камышей, китайских палочек, стеклянных трубочек и т.п.

В 3-3.5 месяца происходит революционный прорыв в движениях. Малыш не только может брать в руки предметы, но и лежать на животе, «добывая» игрушки с поверхности. Это уже совсем другая форма. Да и звук добывается другим движением. Удобная ручка для захвата и безопасность - основное требование для этого возраста. Если к магазинным погремушкам прибавить еще и традиционные народные, то многообразию по-прежнему нет конца.

Затейливые деревянные, плетеные из бересты, соломы или лозы, вязанные и шитые погремушки по-разному звучат и по-разному ощущаются. Главное, что все подвергается пробе «на зуб», поэтому нам очень важны естественные антисептические способности натуральных материалов. С развитием «хватательных» способностей и разнообразие формы потихонечку начинает оцениваться. Малыш учится перекладывать из одной руки в другую чуть позже, но, если дать ему погремушку в форме кольца или любой браслет, то он скоро разберется с тем, что предмет может держаться и обеими руками, и одной - правой или левой.

А вот в 4-4.5 месяца настает пора изучения физических свойств предметов. Проще говоря, как что падает, стучит и подпрыгивает. Можно смело вернуть все те мячики, которые мы шили и вязали, набивали всякой ерундой, чтобы подвешивать над малышом. Резиновый мячик при броске подпрыгнет, шерстяной и войлочный покатится, а тот, что набит фасолью, упадет «мертвым» грузом. Форма тоже имеет значение. Кубик, например, при броске совсем по-другому себя ведет, чем все мячи. Но это необходимо изучить на практике.

Интересная вещь - корзинка, где мячики «живут». Изучать их становится еще забавней. Доставать оттуда мячики и складывать – одно удовольствие. Тут можно понять, насколько терпелив наш ребенок. Кто-то будет доставать мячи по одному, а кто-то опрокинет корзинку, чтобы завладеть сразу всеми. Для мамы такой подход к делу - это дополнительные сложности. Каждый раз складывать игрушки ни у кого нет времени и желания. Тогда можно по-прежнему давать всего – 2-3 предмета, чтобы квартира не была похожа на поле битвы с игрушками.

Популярностью в этом возрасте пользуются различные узлы на веревках, вытягивающиеся бусинки и шнурки, впервые появляются резиновые пищалки и главное – яркие носки, можно даже с бубенчиком. Почему носки? Потому что в этом возрасте мы впервые осознаем свои ноги. К 5-6 месяцам крупные предметы увеличиваются в «цене». Это как у Винни Пуха - входит и выходит.

Это может быть первая собственная миска и ложка. Чтобы их не разбить попробуем старую добрую хохлому. Можно две миски – одна больше, другая меньше. Это даст понятие маленького и большого. Опять же «входит и выходит». Замечательная и вечно загадочная неваляшка именно в этом возрасте может быть осознанна и воспринята малышом, но может быть и чуть позже.

Поскольку к 6 месяцам мы ожидаем, что малыш поползет, то можно раззадоривать его игрушками, которые «убегают» от него. Это мячики, деревянные шары, различные катающиеся погремушки. А поскольку скоро прорежутся зубы, то все, что можно погрызть тоже идет в «дело». Это, конечно, все берестяные игрушки. Они хорошо снимают зуд. Правда, судьба их незавидна. Малыши с таким азартом и упоением их грызут, что береста обязательно будет разодрана. Это вещь одноразовая, как лапти - поносил и выкинул. Неплохо помогает и корень петрушки. Если вы догадались засушить его с лета, то малыш размочалит его с большим удовольствием.

В 6 месяцев малыш сел и пополз. Может это случиться и чуть позже. Но дом преобразится неменуемо. Все, что находится в категории «нельзя», должно «подпрыгнуть» на недосягаемую высоту. Тут большим подспорьем является манеж. Не думаю, что мамы безусыпно следуют ползком за малышами и могут от всего его уберечь. Особенно, если старший ребенок требует такого же внимания. Поэтому персональное безопасное место для младенца даст вам несколько минут на спокойное «поесть, попить и сходить в туалет». А, если повезет, то и суп сварить, и полы помыть.

Самое прекрасное в этом возрасте – купание. Поскольку малыш уже сидит, то игрушки в ванну под маминым контролем «набирают обороты». От плавающих резиновых, до подтверждающих старые добрые выражения «воды в решете не унесешь» и «переливание из пустого в порожнее». Очень хороша пустая пластмассовая бутылка. Она погружается на разную глубину, в зависимости от уровня воды в ней. А так же привлекает внимание закручивающейся пробкой. Губка, впитывающая воду и отдающая ее под нажимом так же «на гребне волны», но может представлять опасность «съедения».

В 8 месяцев дитятко, как правило, тянется к тазикам и собственному горшку. То есть размерчик увеличивается. К своей тарелке он уже дотянулся, перевернул и «оставил след». И вообще, всякая мелочь ребенка уже не привлекает. Ему подавайте то, чем пользуются родители. Однако, различные куски материи для игры в «прятки», для изучения их прозрачности и необыкновенной способности скрывать предметы, представляют большой интерес. Это новое умение вставать на ноги, опираясь на шаткие предметы, в очередной раз заставляет нас изменить мир.

Надо следить за шаткими предметами бдительно, а за своими «дорогими сердцу» вещами на высоте журнального столика вдвойне бдительно. Не сделайте ошибку! Не пытайтесь свою книгу заменить игрушечной, а свой телефон и клавиатуру от компьютера - ненастоящими или нерабочими. Подлог не проходит! Лучше авторитетно и сразу переведите эти вещи в категорию «строгое нельзя». Попытайтесь вспомнить все стихи и игровые пестушечки типа «Ладушки», потому что игрушки в этом возрасте детей не интересуют. Разве что чужие.

К 10 месяцам родительское напряжение спадает. Потихоньку малыш приобретает навык класть предметы один на другой, соединять крышку с коробочкой и пробку с бутылкой. Это спасает, только не надолго, так как по-прежнему родительские обиходные вещи не выдерживают конкуренции с игрушками. Но небольшим количеством кубиков, пирамидок, матрешек, коробочек разной формы можно пытаться привлечь внимание.

Оттачивание умения в руках - важная работа. «Пинцетный» захват, а проще, способность брать маленькие и тонкие предметы двумя пальчиками дают возможность ввести ребенку в игру мелкие предметы. Чтобы не бояться, что он их проглотит или подавится, пусть это будут съедобные вещи.

Очень интересно собирать крупу, играть веточками укропа, вылавливать тонко порезанную морковь из тарелки. Очень хорошо в это время малыши играются с бусами и нанизывалками различных форм и размеров. Постараемся, чтобы они были не очень длинными и тяжелыми, так как, размахивая ими, ребенок может больно ударить себя.

Сушеные ягоды – очень хорошая идея для бус. Шиповник, арбузные семечки, боярышник, черника, маленькие райские яблочки очень ярко и красиво смотрятся на крепкой нитке.

Впервые в этом возрасте - к году малыш может попробывать сделать несколько шагов. С этого момента игрушки становятся неотъемлемой частью какой-то игры. Первичное изучение мира завершается. Начинается осознание человека и его деятельности. А это попросту кукла. Укачивание со словами «баю-бай» (вполне подъемлемой сложности для произношения) самая первая игра для многих девочек. Мальчики так же часто поддерживают эту игру наряду с машинками и скаканием на лошадках.

Но младенчество на этом завершается, начинается раннее детство.

 

Читайте также:

Игра-дело серьезное

Какие игрушки не нужны маленькому ребенку

 

Автор Алена Лебедева

Источник: Центр поддержки семьи "Рождество"

 

 

 

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше