Воспитание малыша

Социализация ребенка с начала ползания до года

В этот период в жизни с малышом остаются актуальными такие задачи ухода как:

  • грудное вскармливание,

  • педагогический прикорм,

  • совместный сон ночью,

  • обеспечение условий для полноценного дневного сна,

  • гигиенические процедуры,

  • помощь в отправлении естественных надобностей.

Кроме того, в связи с появлением у ребенка новых нужд и задач развития, появляются и новые элементы ухода.

 

Решение задачи социализации ребенка

 

  1. Выход в общество с малышом старше 6 месяцев

Мама увеличивает длительность и качество общения ребенка с другими людьми, не только с домочадцами, но и с малознакомыми малышу детьми и взрослыми. Её задача в данном случае – помочь ребенку начать учиться взаимодействовать в группе, учиться строить отношения с 2-3 партнерами.

Для этого мама (или её помощник) может начать активно ходить в гости, в детские развивающие центры, в общественные места, на общественные мероприятия, или хотя бы на детские площадки. Можно начать приглашать гостей к себе для общения с малышом.

  1. Отлучки матери из дома после 6 месяцев

Месяцев с 7-ми маме очень желательно начать отлучаться из дома, оставляя ребенка на хорошо знакомого и симпатичного малышу взрослого. Но если это затруднительно, то решать задачу социализации можно так, как описано в первом пункте.

Отлучки мамы нужны, с одной стороны, для развития самостоятельности и самодостаточности ребенка, с другой – для обучения его взаимодействию с другими людьми без мамы. Кроме того, в отсутствие мамы ребенок больше начинает интересоваться своим окружением, миром, это стимулирует его исследовательский интерес.

Отлучки сначала символические, получасовые, частота их – раз или два в неделю. Здесь целью является постепенное приучение малыша к тому, чтобы уметь на длительное время переключать свое внимание с мамы на другого человека или на самостоятельные занятия.

Сначала мама уходит и возвращается во время бодрствования ребенка. Затем частота и длительность отлучек постепенно увеличивается. К 9-10 месяцам малыш начинает, во-первых, один раз в день засыпать с маминым помощником, во-вторых, обедать взрослой пищей.

  1. Сон и пища без мамы

Всё больше функций, которые раньше выполнялись в представлении малыша только мамой, ребенок начинает выполнять сам с небольшой помощью других людей. Длительность отлучек в это время может достигать 4-5 часов почти ежедневно, мама уже может позволить себе выходить на работу.

Вообще, практика показывает, что, если у ребенка нет повышенной тревожности, к году мама может уже выходить на полный рабочий день, и это не будет травматично для малыша. Однако резко начинать уходить из дома часто и надолго не рекомендуется, у ребенка это вызовет стресс. Мама может утратить кредит доверия со стороны ребенка, и он либо замкнется, внутренне отдалится, либо начнет «цепляться» за нее, боясь снова потерять.

Конечно, при решении задачи социализации ребенка маме нужно наблюдать за ним, отслеживать его готовность к общению с незнакомыми людьми или к её отлучкам из дома. Если ребенок боится, тревожится, его знакомство с людьми и даже непродолжительную разлуку с мамой лучше отложить на несколько дней, неделю, а потом попробовать снова. С другой стороны, если есть возможность, отлучками маме лучше не пренебрегать и всё же постепенно подготовить ребенка к спокойному их восприятию.

 

Что важно помнить о социализации ребенка в младенческом возрасте:

 

  • в отсутствие мамы ребенка намного проще приучить съедать полноценные порции взрослой пищи. Пока мама будет безотлучно находиться дома, малыш всё время будет отдавать предпочтение грудному молоку по отношению к другой еде.

  • у ребенка есть врожденная программа ожиданий, он ждет, что мама будет уходить из дома. Если эти ожидания не оправдываются, то с 9-10 месяцев ребенок часто начинает демонстрировать обратное, крайне зависимое от мамы поведение. Он капризничает, всё время льнет к маме, постоянно просит грудь и подолгу сосет. Он зацикливает свое внимание на маме, меньше стремится к изучению мира и своих возможностей в нем. В то же время ему скучно и некуда приложить энергию.

 

Если мама начнет большую часть своего времени тратить на то, чтобы малыша развивать и развлекать, сидя дома, это будет способствовать неправильному распределению ролей в диаде мама-ребенок и негативно скажется на воспитании.

Безусловно, ребенка нужно любить, ласкать, развивать и развлекать. Но с периода социализации будет более грамотно, если мама распределит деятельность по развитию и развлечению между собой, другими людьми (няней, родственниками, детским развивающим центром), и самим ребенком.

Начиная примерно с 11 месяцев можно уже увидеть первые плоды социализации ребенка: он провоцирует взрослых к действиям и наблюдает за их реакцией. Малыш активно начинает усваивать нормы поведения в обществе, подражая взрослым. С этого возраста и до исполнения ребенку полутора лет родителям следует очень строго соблюдать нормы цивилизованного общения. Воспитание становится очень важной стороной общения с ребенком.

Помните, он видит и запоминает все, что происходит вокруг.

 

Продолжение статьи:

Социализация ребенка с начала ползания до года: развитие познания

 

Читайте также:

Особенности воспитания ребенка после полугода

Ошибки в воспитании детей грудного возраста  

 

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала "Мир во мне"

 

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

15.06.2018
Смысл брака в том, чтобы приносить радость

Из дневника Государыни Императрицы Александры Феодоровны Супружеская жизнь – самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это самая тесная и самая святая связь на земле. Первый урок, который нужно выучить и помнить – это терпение…

подробнее

15.04.2018
Как научить малыша засыпать без груди?

Наверное, почти все кормящие мамы привыкли укладывать своих малышей спать с грудью. Это так просто и естественно - с периода новорожденности и до тех пор, пока мама готова кормить, у малыша есть такой чудесный способ успокоиться и заснуть рядом с …

подробнее

все новости

СПЕЦИАЛИСТЫ ПОРТАЛА:

 

КОНСУЛЬТАНТ ПО ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ

Пащенко Надежда

 

ПСИХОЛОГ, ПСИХОТЕРАПЕВТ

Тихонова Юлия

 

ДОУЛА, КОНСУЛЬТАНТ ПО ГВ, СЛИНГОКОНСУЛЬТАНТ

Лаврентьева Ирина

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше