Развитие ребенка

Искусство современного художественного движения Эвритмия

Об эвритмии 

Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца.

В переводе с греческого языка eurythmia — стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма, необходимая составляющая жизни человека. Эвритмия появляется в 1912 в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Рудольфом Штейнером, философом и мыслителем, положившим начало духовной науке “антропософия”. Отмечая пограничное положение эвритмического движения между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на дидактический, эстетический и гигиенический аспекты.

Говоря о дидактическом аспекте, он подчеркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Терапевтическое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: «Поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека».

Так в современной эвритмии определилось три направления:

Художественная (сценическая)

Педагогическая (для детей и взрослых)

Терапевтическая (гигиеническая и лечебная)

Русская эвритмия

Вы, вероятно, все знаете, что русский язык, как ни один другой язык в мире, обладает удивительной способностью играть с согласными. Почти каждый из них изменчив настолько, что может приобретать либо ярко выраженную мягкость, либо твёрдость. Лишь два согласных русского алфавита всегда мягкие (Ч, Щ) и три – всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц).

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что во время получения эвритмического образования (1996 – 2000 годах) наряду с немецкой и английской нам давалась и русская эвритмия, в отличие от немецких или английских звуков, формирующихся симметрично обеими руками, тут нужно быть всегда начеку, дабы не ошибиться в выборе правого или левого пространства. В русской эвритмии мягкие согласные делались только левой рукой, а твёрдые – только правой. На первый взгляд здесь нет ничего сложного. Но на самом деле выполнить это необычайно трудно. На сцене порой можно видеть, как твёрдые звуки эвритмист вдруг делает не справа, а слева, и наоборот, или вообще по привычке делает их по-немецки. (Гласные я сегодня не затрагиваю. С ними всё-таки легче, поскольку здесь обе стороны тела достаточно равноправно участвуют в формообразовании звуков). 

Эвритмия в педагогике

Эвритмия была включена в программу вальдорфских школ, когда они появились в 1919 году, прежде всего как художественный элемент, как новое искусство, которое пришло из жизни и, следовательно, должно присутствовать и в школе. А также как противовес внешним движениям, которые присутствуют в гимнастике. С помощью внешних гимнастических упражнений учащийся вводится в пространство, а посредством эвритмии ему предоставляется возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм.

Таким образом, сущностью эвритмии является внутреннее выражение себя во внешнем движении, а гимнастики – заполнение собой внешнего и связывание себя с внешним миром.Задача эвритмии в школе и в детском саду заключается в том, чтобы помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами.

Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение и, таким образом, включает духовное начало в гармоническое отношение с физическим. Р.Штейнер разработал специальные педагогические формы и упражнения, в том числе с медными палочками и медными или деревянными шариками и дал рекомендации, как эти упражнения определенным образом благотворно действуют на детей и молодых людей. Им были даны советы учителям о том, как должен быть оформлен эвритмический класс. В отличие от спортивного зала, где должны быть представлены мотивы, связанные с чувством равновесия и отношением движений человека к миру, эвритмический класс должен быть украшен живописными изображениями душевной динамики человека, выраженной художественно.

В дальнейшем, в результате развития вальдорфских школ, педагогическая эвритмия разрабатывалась эвритмистами-педагогами, работающими в этих школах. И, хотя в этих разработках и в работах Р.Штейнера есть очень определенные указания по проведению урока и подбору художественного материала в зависимости от возраста детей и программы школы, все же, основную роль в построении урока эвритмии играет личность педагога, его творческая фантазия и интуиция, основанные на глубоко прочувствованном понимании сущности эвритмии, знании этапов развития ребенка и обостренном чувстве особенностей конкретных детей, стоящих перед ним.

Искусство эвритмии как путь взаимопонимания

В практике современного педагогического исследования широко применяется метод наблюдения. Внимательно и сердечно наблюдая за детьми, педагог может действовать правильным образом, чтобы помочь в обучении и разработать индивидуальный подход в рамках личностно–ориентированного образования. Такая комплексная педагогическая задача требует ясного представления о каждом ребенке и его особенностях. В основе ее решения лежит создание верного и объективного образа ребенка, который создается педагогом на основе наблюдения.

Все в мире претерпевает метаморфозу. Медленно меняют структуру минералы. Рост растения можно пронаблюдать, терпеливо фиксируя изменения, которые особенно ярко проявляются весной. День ото дня происходит рост животных. Меняется и ребенок. Если внешние изменения в облике растущего ребенка поддаются наблюдению, то душевная жизнь со всем ее богатством и мимолетностью впечатлений более сложна и скрыта. Вместе с тем именно в этой области лежат основы успешности обучения. Здесь находится и сфера интересов ребенка, и волевые усилия, которые он совершает, чтобы достигнуть желаемого.

От наблюдения внешнего облика (одежда, телосложение, лицо, цвет волос и глаз, кожа, пропорции кисти рук и т.д.) перейдем к наблюдению за движением ребенка. Мы учимся описывать характер движений и походки, особенности перемещения ребенка в пространстве класса и в жизни в целом. В каждом движении, в каждом жесте лежит ключ к пониманию существа ребенка.

Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. Поясним это на примере слов «да» и «нет».

Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую стену перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «а» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки как лучи, идущие от сердца; в «е» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая руки между собой. Вы помните как играли в «догонялки» в детстве? Когда мы чувствовали, что нас вот-вот запятнают, мы останавливались, быстро скрещивали руки на груди и кричали радостно: «Я в домике!». И весь облик выражал: «Нет! Нельзя пятнать!». В эвритмии физическое движение всегда имеет душевную окраску. Поэтому оно всегда упражнение для души, она трудится, чтобы понять саму себя и душевное существо других людей.

В жизни нужно оба состояния: открытости и закрытости, умение сказать «да» и «нет», душевное переживание гласных «А» и «Э». Необычайно важно для учителя осознавать, что выражает его собственный жест, с которым он предстает перед детьми на уроке.

Другой важный способ понимания другого человека средствами художественного движения – это совместное движение в пространстве. Это могут быть импровизации под музыку или стихи, создание картин природы, например движение листьев на ветру осенью. Разный характер движения поможет ребенку осознать собственный темперамент, его сильные стороны. Для этого возможно создать в совместном движении картины таких явлений как огонь, воздух, вода, минералы.

Для понимания друг друга посредством движения в пространстве в эвритмии существует язык пространственных форм, в основе которых лежат прямые линии и дуги. Так, для царства минералов более подойдут короткие прямые. Царство воды имеет волнообразные формы, непрекращающееся движение лемнискаты. Подвижный воздух выражается посредством множества петель. Огонь можно представить через движение полуволны, с изменением направления и разной динамикой движения.

Кроме этого существует множество специальных пространственных форм для особых педагогических и художественных задач, для группового и индивидуального движения. Однако, в их основе лежат самые простые и одновременно загадочные явления – прямая и кривая линии. Что переживают дети в эвритмическом движении? Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества, счастье быть понятым и принятым другими.

 

Читайте также:

Включаем не только голову,но и руки

 

Автор Меличева М.В.

Источник: Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

23.06.2023
Языковые навыки ребенка

Основная часть моей профессиональной деятельности связана с речью, поскольку именно в результате общения я определяю проблемы человека, обратившегося ко мне. К сожалению, мне слишком часто приходится отмечать бедность речи моих подопечных, их неум…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше