Развитие ребенка

Хобби на лето...И на всю жизнь

Лето наступило стремительно, можно сказать, опять застав многих врасплох. Куда ехать в отпуск? Куда вести ребенка? Месяц, возможно, удастся отдохнуть вместе всей семьей. А дальше? Наверное, как обычно, малыш поедет с бабушкой на дачу. Там хорошо: воздух, солнце, овощи со своего огорода. И уже наработанный «перечень» дел: купание в реке, велосипед, песочница, качели, чтение перед сном.

Как растить настоящего мужчину

Знакомая ситуация в доме, где растет трехлетний малыш: все молотки, пилы острые предметы, папины инструменты тщательно прячутся подальше в какой-нибудь чемоданчик, закрывающийся на надежный замочек. Все эти предметы «мужской» тематики приравниваются по степени риска чуть ли не к ядохимикатам. А как же иначе? Вдруг любимый сыночек ненароком пальчик себе порежет или ударит молоточком по новому телевизору?

Нет уж. Пусть сначала подрастет - тогда и молоток в руки получит. Но проходит время и, к огорчению родителей, их сын, вырастая, совершенно теряет интерес к вожделенным ранее инструментам и главное, всякое желание что-либо ими делать. Во-первых, он и не знает, с «какого бока к пиле подходить», а во-вторых: какая пила? На повестке дня уже совершенно другие интересы: компьютер и девочки. И не надо долго искать ответ: откуда такие мужчины сегодня берутся, что даже гвоздь в стену забить не могут? Мы же сами таких и воспитываем.

Наблюдения специалистов по всестороннему развитию личности ребенка сводятся в данном вопросе к следующему: желание ребенка создавать что-либо руками, осваивать простейшие инструменты и материалы имеет свой возрастной пик, который приходится приблизительно на 6 - 7 лет. Если к этому возрасту ребенок не успел познакомиться, скажем, со сверлом или отверткой, то, скорее всего, уже никогда не захочет.

Благодаря исследованиям психологов, каждый родитель сегодня знает, какое огромное значение для формирования психики и интеллекта ребенка имеет обычная детская игра. И к каким необратимым последствиям приводит ее отсутствие. То же самое происходит и в случае, когда взрослые лишают мальчика возможности приобретать навыки столярной работы именно тогда, когда он испытывает потребность в этом. И вот здесь происходит не только создание своеобразной преграды к будущей возможной профессии ребенка, но и к воспитанию в нем настоящего мужского характера.

Что дает мальчику работа с инструментами?

Во-первых, она развивает волю: ведь ему надо научиться управлять не просто собственными руками, но и различными предметами: пилой, молотком, гвоздями. Причем, управлять, прикладывая силу.

Во-вторых, нужно спланировать, что ты будешь делать и придумать, как это лучше осуществить.

И наконец, еще одно необходимое качество для мужчины - чувство ответственности: ведь только ты хозяин этого дела и только от тебя зависит, получится сделать нужную вещь или нет.

Конечно, поначалу трех, четырехлетнему ребенку без помощи взрослого не обойтись. А помощь эта вовсе не так обременительна и трудна, как кажется с первого взгляда. 

Опыт создания настоящей мастерской

Всё началось со сказки.

Однажды в детском саду появился странный человек с бородой, в столярском фартуке и шапочкой на голове, - вылитый папа Карло из книжки про Буратино. Он ходил мимо детей с большим чемоданом и жаловался: - Я бедный папа Карло! Злой Карабас Барабас выгнал меня из родной Италии. И вот я приехал к вам, в Москву! Можно ли мне у вас тут пережить трудные времена?

Дети сочувственно кивали головами, как всегда, забыв закрыть рот от изумления. Когда же папа Карло открыл свой большой чемодан, восторгам не было предела. Ведь чемодан был буквально набит разными палочками, сучками, деревянными дощечками, корешками, брусочками и прочей дребеденью, которую дети почитают чуть ли не за великие сокровища. Папа Карло поселился в небольшой комнате, больше напоминающую каморку, где и развернул настоящую столярную мастерскую. Маленькие верстачки (обычные детские столики), тиски, гвозди, пилы, молотки и даже настоящая маленькая дрель - все это быстро заполнило жилище странного беглеца из Италии.

- Папа Карло, - спрашивали сочувственно дети, - А где же твой сын Буратино?

- Он не смог со мной приехать, - вздыхал Карло, - он остался там, в солнечной теплой Италии.

Чтобы подбодрить «старика» дети старались работать в его мастерской на совесть. Оказывается, если от толстой ветки дерева отпилить кружок, он может стать не только колесом твоей игрушечной машины, но и ухом слона, головой собаки, пропеллером вертолета. Вы думаете, сделать настоящий деревянный пистолет очень трудно? Ничего подобного. Нужно только отпилить две палочки: одну подлиннее - ствол, другую покороче - рукоятку, сколотить их вместе с помощью маленького гвоздика. Другой маленький гвоздик - прицел; курок - маленькая палочка, прибитая к рукоятке: его, конечно, придется пошкурить специальной наждачной бумагой, чтобы он был гладким и не дал при выстреле сбой. Пусть этот пистолет не сравнится по красоте с покупным штампованным кольтом, но зато он прочный, оригинальный - такого не найдешь ни у какого другого мальчика, да к тому же, сделан своими руками.

- Создать такую же мастерскую, как в нашем детском саду, можно и дома, - говорит Виктор Рольбин (он же Папа Карло), педагог по столярному делу, - Для этого достаточно выделить ребенку небольшой угол в детской комнате. Здесь должен помещаться небольшой верстак (стол) и все необходимые для работы инструменты, которых не так уж много: рубанок, тиски, пила, молоток, гвозди, наждачная бумага, ножик. Материал для творчества самый простой: обрезки досок, палочки различной толщины и длины, сучки деревьев, которые напоминают различных зверюшек. Старый кусок линолеума, положенный в «мастерской», защитит пол от повреждений.

Можно приспособить для работы лоджию или балкон. Летом идеальное место - дачный участок. Конечно, игрушки, которые сделают маленькие дети, будут достаточно условными: у них не «прорисованы» детали, и формы лишь приблизительны. Но это вовсе не минус. Благодаря именно условности развивается фантазия ребенка, а самая трудная задача оказывается вполне осуществимой.

Условность - поле для творчества

Малыш берет в руки сук дерева с отходящими от него веточками потоньше. Он всматривается, вертит дерево в руках, пытаясь увидеть будущее свое творение. Кто-то заметит, что здесь прячется Буратино с длинным носом, кто-то увидит слона с хоботом, а кто-то - морду жирафа с длинной шеей, другой ребенок удивится: да тут целый человечек с ручками, поднятыми вверх!

Каждый фрагмент можно отделить, отпилив его от остального материала. Дерево вполне подойдет не обработанное: прямо с корой. Все спилы шкурятся. Вот голова слона. С помощью ножичка можно сделать ему глаза: в нужном месте снять кружочком кору. Тело - из толстой палочки, четыре ноги - из палочек более тонких. Чтобы соединить все части вместе понадобятся гвозди с «откусанными» шляпками. Это один из «секретов фирмы», очень простых, но необходимых: вбиваешь гвоздь в голову слона, кусачками отрываешь шляпку и вновь образовавшимся острым концом прибиваешь голову к телу. Так же крепятся и ноги. Уши - тонкие спилы от ветвей с подходящим диаметром. Они прибиваются к голове - и смешной хорошенький слоник готов!

Некоторые дети просто довольны результатом, другие же продолжают модернизировать свое творение. У одного слона появляется попона и шляпа из бабушкиных тряпочек: ведь это не обычный, а цирковой слон! У другого слона на спине сидит уже такой же деревянный человечек, который решил объехать на своем гигантском друге весь мир! Игра, перипетии ее сюжета заставляют ребенка создавать все новых героев.

Если вдруг понадобится самолет? Это оказывается тоже не так сложно. Не окоренный сучок заостряется ножиком с одного конца (это нос), к нему прибивается маленький пропеллер, вырезанный из плотного картона или толстой пластиковой пленки (источник - бутылки из-под газированной воды). Хвост - кусочек доски, тщательно ошкуренный и прикрепленный к основному корпусу через переходник: маленькую палочку, которая приподнимает хвост повыше - как это бывает на настоящих самолетах. Самые простые крылья могут представлять собой также обычную дощечку нужной длины, прибитую к середине корпуса. Иллюминаторы можно вырезать на коре с помощью маленького ножичка.

Данная технология позволяет придумывать простые решения для воплощения самых сложных замыслов. А взрослые удивляются: как же у пятилетнего Вадика получилась такая замечательная пожарная машина или танк, да еще с солдатом на броне! Дети же просто радуются и растут. Растут от сознания того, что у них получилось! Что они могут создавать сами, своими руками новые игрушки - именно те, которые они хотят.

Вопросы безопасности

У многих мам наверняка от ужаса стынет кровь: как! Дать трехлетнему малышу в руки нож или пилу?! Допустим, дать. Ну, и что? Что может случиться? Палец он себе все равно не отпилит: силенок не хватит. Пораниться, конечно, может. Но это, как говорится, дело житейское: помазал зеленкой, забинтовал - и до свадьбы заживет!

Такая позиция - главный теоретический принцип.

Теперь о практических правилах, соблюдая которые риск травмы можно свести до минимума.

Первое: ребенок должен работать под наблюдением взрослого. По крайней мере первое время, пока он не научится сам соблюдать технику безопасности.

Второе: породы дерева для поделок надо выбирать «мягкие». Лучше всего - липу или сосну. Они легче поддаются обработке.

Третье: ребенок не должен держать в руках обрабатываемый кусок дерева. Если нужно отпилить фрагмент - весь материал зажимается в тиски и ребенок, держа пилу двумя руками, широко расставив ноги, пилит дерево. Нужно забить гвоздь - учите малыша придерживать гвоздь не пальцами, а специальными зажимами - клещами.

Четвертое: покажите ребенку, что, работая ножом, все движения он должен производить от себя. Нож должен быть маленький, с удобной рукояткой и закругленным лезвием.

Пятое: при обработке поверхности дерева шкуркой, ее лучше прибить на специальный брусок. Тогда ребенок будет водить не шкуркой по поверхности своей поделки, а наоборот. Благодаря этому снизится риск ободрать кожу на руках.

И самое удивительное наблюдение: работая с опасными инструментами, дети очень быстро научаются избегать травм. Они вдруг становятся аккуратными, внимательными, осторожными. Они как-то точно рассчитывают силу удара, направление среза, и если не уверены в благополучном исходе той или иной операции - обязательно зовут взрослого. Главное, чтобы он был всегда «под рукой».

В общем, здесь, в столярном деле, как и во многом другом, дети убеждают нас: мы, родители, часто недооцениваем возможности наших малышей. И, боясь дать им самостоятельность, ограничиваем их творческие способности, гасим таланты, а иногда и само желание познавать окружающий мир.

Постепенно уходит в прошлое миф о том, что можно развивать интеллект ребенка, отлучив его от физического развития, от активного движения и спорта. Оказалось, что слабые физически дети очень быстро отстают от своих сверстников и в умственной работе: быстрей утомляются, хуже решают задачи на сообразительность. Стало ясно, что развитие тела и интеллекта - неотделимые друг от друга вещи.

Сегодня специалисты, работающие с маленькими детьми, утверждают: дети умнеют через руки. Только выполняя простые конкретные задачи, создавая руками собственные произведения (из пластилина, из дерева, из бумаги), ребенок осваивает мир вокруг, учится его чувствовать и понимать. Созидая, он вряд ли вырастет разрушителем.

Самая популярная у детей игрушка - корабль

Вот простейшая технология его изготовления:

Две дощечки одинаковой длины и ширины кладутся рядом на стол и скрепляются между собой двумя узкими перпендикулярными палочками, которые приколачиваются гвоздями: одна ближе к «носу», другая - к корме. К середине одной и другой дощечки приколачиваются (со стороны днища) две мачты - тонкие ошкуренные палочки желаемой длины. На них одевается бумажный парус - вырезанные квадратики из цветной плотной бумаги (старый календарь). У передней части корабля углы досок спиливаются так, чтобы получился острый нос. Спилы шкурятся.

В принципе, корабль готов. Не хватает только матроса. Для его создания нужны палочки разной длины и толщины, с которых снимается ножом кора. Одна, короткая и толстая - голова. Другая толстая и подлиннее - туловище. Палочки тоньше - ножки, а еще тоньше - ручки. Все части собираются, как конструктор, сбиваются друг с другом с помощью гвоздей с «откусанными» шляпками. Человечку на голову можно сделать шляпу из тонкого круглого спила от ветки нужного диаметра. Лицо Матроса посадите на корабль, прикрепив к мачте с помощью резинки.

Пускать такой корабль можно на озере или на реке. Чтобы он не уплыл, привяжите к нему леску, намотанную на катушку. Отпуская постепенно леску, ребенок может давать своему кораблю поплавать по воле ветра или течения. А потом вернуть друга к себе, в тихую гавань, до следующего путешествия.

 

Читайте также:

Военные игрушки

Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент

для приобщения к народной культуре

Включаем не только голову,но и руки

 

Автор Светлана Федулова

консультант Виктор Рольбин,педагог детского сада № 869 г.Москвы

Источник:Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»

Первоисточник:Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше