Социализация ребенка

Русские детские подвижные игры

Отрывок из книги Е.Покровского "Русские детские подвижные игры"

Предисловие

Игра есть выражение стремления молодого организма к деятельности.

Деятельность эту, правда, нельзя назвать серьёзной в том смысле, как она понимается в жизни, так как для этого у молодого организма нет ещё надлежащей выработки, тем не менее, однако ж, это есть всё-таки выражение деятельности, посредством которой ребёнок, играя и шутя, подражая в своих забавах различным видам деятельности взрослых, мало-помалу, наконец, действительно подготавливается к трудной работе жизни. Рассматриваемые с этой точки зрения игры представляют собою как бы первый, элементарный класс жизни, в котором таким образом вырабатываются известные приёмы, взгляды на жизнь, симпатии, антипатии, понятия о правах, обязанностях, принципах и даже самых идеалах на всю оставшуюся жизнь.

Наклонность к удовольствиям и развлечениям, отчасти напоминающим собою детские игры, свойственна также и другим возрастам, так что Шиллер не без права однажды мог сказать, что человек «только тогда вполне человек, когда он играет»; тем не менее, в этом изречении, безусловно, верно лишь то, что пока человек живёт, у него время от времени действительно появляется потребность наполнить свою жизнь наполнить свою жизнь теми или другими развлечениями, похожими на детские игры; в сущности же, однако, игра беззаветная, игра такая, какую мы видим только в детском возрасте, игра лишь для игры и другой цели себе при этом не представляющая, такая игра свойственна лишь исключительно детской натуре. По этой же причине и самые игры детей, юношей, взрослых и стариков имеют большую разницу в существе своём, а именно: в то время как игры взрослых (карты, шахматы, бильярд, музыка, театр и т. п.) представляют собою нечто вроде отдыха и освобождения от работы, игры детства, наоборот, представляют собою горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развивается дух и тело ребёнка, насаждаются в нём знания и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни.

Наибольшее воспитательное значение представляют собою так называемые подвижные игры, требующие самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Присоедините сюда то обстоятельство, что большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, и станет вполне ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма.

Ввиду такой важности и пользы подвижных игр, а в то же время возможно большему распространению их среди детей, мы взяли на себя почин составить краткий, но вместе с тем вполне достаточный для руководства возможно большего количества детей, сборник исключительно русских подвижных игр. Материалом для этого послужило нам другое, наше же, но более обширное руководство под названием «Детские игры преимущественно русские в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной».

Что касается мотива для выбора именно только русских игр, то считаем нелишним в этом случае привести сначала слова одного прусского министерского циркуляра, касающегося именно рассматриваемого вопроса: «Указывая на Англию и, признавая некоторые из её учреждений достойными подражания, - говорит министр, - я далёк от мысли, что следует без дальнейших рассуждений только привить английский черенок к немецкому стволу и этим будет всё сделано. Это было бы неразумно, неполезно и даже невозможно, потому что и на почве этого проявления жизни (разумеются игры), обнаруживается особенность характера народа, который, будучи перенесён без дальнейших рассуждений на другой народ, в результате должен повести к уродливости».

И в самом деле, кому приходилось хоть слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, тот с первого же раза замечал, что характер народа, бесспорно, кладет свой заметный оттенок и на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринуждённостью, а вместе с тем, конечно, с большей возможностью для проявления своего национального характера. Игры эти суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа, связующее звено веселья с деловою жизнью, а оттого именно такого рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа. Вот почему и мы в своём, теперь издаваемом сборнике, ограничиваемся исключительно лишь русскими играми.

Когда серьёзная работа жизни будет нешуточно натирать людям мозоли на руках и на мозгу, тогда, конечно, уже поневоле придётся им проститься с играми. Но, по выражению одного немецкого поэта «действо похоже на сон о прекрасном мире, за золотой край которого человек держится обеими руками; но вот он проснулся, в руках ничего не остаётся - вся прелесть исчезла. Также быстро кончается и детское настроение». Итак, дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! Вместе же с этим «Pro patria est, dum ludere videmur!», то есть своей игрой мы, конечно, служим и отечеству!

Главнейшие условия для успеха игр

Места для игр

Подвижные игры требуют вообще довольно большого простора, а потому их невозможно устроить в каком угодно месте. Наоборот, для этого требуется, по крайней мере, большой, широкий двор, свободное место на бульваре, площади, или даже просторное место вне селения, за городом. Площадки для игр во дворах и бульварах могут быть небольшими, рассчитанными на количество живущих детей, но зато они должны быть ежедневно открыты для желающих. Кроме того, необходимо устраивать ещё обширные места для так называемых общественных детских игр, рассчитанные на большое количество участвующих. Эти места должны быть открыты только в известные дни и часы недели, как это делается в Англии, но зато они и вообще должны быть устроены на широкую ногу, с гораздо большими приспособлениями, как увидим ниже, чем маленькие места для обыденных детских игр. Устройство таких мест в высшей степени важно в том отношении, что они легко знакомят детей между собою в большом обществе, позволяют детям делать много новых знакомств, сближений, товариществ, делать большой выбор для себя каждому по возрасту, полу, степени воспитанности и т. д. При таких условиях всякая игра невольно получает больше интереса, искренности, приятных впечатлений. Сближаясь здесь, дети сначала как бы привыкают друг к другу, потом искренне сдружаются, завязывают между собой добрые отношения и частью с этого момента идут вместе всю жизнь для содружественной, общественной работы.

Детям, живущим в небольших селениях и городах, конечно, можно без труда пользоваться местами для общественных игр, но подобное же пользование нелегко достаётся детям, живущим в больших городах. Конечно, если расстояние не будет превышать получаса пути, то его даже приятно пройти, но если расстояния очень далеки, то иногда бывает трудно преодолеть его, если, впрочем, и здесь не подоспеет на выручку конка, получившая в наше время права гражданства почти уже во всех сколько-нибудь больших городах. Зато всякий юнец, живущий в большом городе и вдруг очутившийся за чертой города - какой громадный выигрыш во всяком случае он получает от того, что здесь он избавляется от несносных и вредных для здоровья - вони, пыли, шума городов, а наоборот, во время приятнейших и полезнейших развлечений среди себе подобных он здесь, кроме того, может дышать чистейшим воздухом, так благотворно действующим на весь организм человека.

При выборе места для игр необходимо обращать внимание на то, чтобы оно было хорошо выровнено или имело небольшую покатость в ту или другую сторону для стока воды.

Места для общественных игр, по примеру того, как это делается в Англии, лучше всего держать покрытыми коротенькой травкой, чего, конечно, можно достигнуть лишь в том случае, если они будут открыты для детей не ежедневно, а только в известные дни недели, иначе удержать луг в хорошем виде невозможно, он будет легко вытаптываться и представлять собой печальную и безжизненную площадь. Места для маленьких площадок, наоборот, следует держать хорошо утрамбованными и покрытыми крупным песком - гравием, который нелегко притаптывается и разносится ветром.

Большие площади для общественных игр, кроме того, следует хорошо защищать со всех сторон высокими, густыми деревьями, для предохранения от сильных течений ветров, которые могут действовать неблагоприятно на разгорячённую кожу играющих. Лучшими деревьями для этой цели можно считать лиственные: липу, берёзу, клён, вяз, дуб и т. п., но никак не хвойные, которые неудобны тем, что, во-первых, слишком далеко от себя распространяют корни над землёю и таким образом портят ровность места, во-вторых, тем, что те места, на которые падают их иглы, делаются очень скользкими и неудобными для свободных перемещений на них, наконец, при падении на такие иглы много риска повредить кожу. Если место очень большое, то не мешает и кое-где по площади насадить группами деревья для тени в местах отдохновений после игр. Под деревьями следует наставить скамейки для сидения.

Устроенная таким образом площадь для общественной игры, очевидно, должна всегда сохраняться в безукоризненной чистоте и с этой же целью она должна со всех сторон быть достаточно огорожена, чтобы туда не попадал бродячий скот и т. п. Форма для такого места лучше всего - продолговатый четырёхугольник, который должен быть вдвое больше в длину, чем в ширину.

Время для игры

Все времена года представляют большие или меньшие удобства для игр, поэтому всегда можно играть на воздухе, исключая только несколько суровых дней зимой и слишком жарких дней летом. Разница будет тогда лишь в том, что применительно к времени года надо несколько изменять, во-первых, сами игры, как это опять-таки показано уже при самом изложении игр, во-вторых, в холодные, сырые и очень жаркие времена года играть несколько менее, чем в другие, наиболее благоприятствующие этому времена, как, например, во второй половине весны, первой половине осени, в умеренные дни лета.

Что касается времён дня, то они много разнятся в связи с временами года. Так, например, летом удобнее играть после четырёх часов дня, зимой, наоборот, до четырёх часов дня, смотря по длине и знойности дня. Таим образом, календарь игр, очевидно, сам собой изменяется в зависимости от времён года и дня.

Надзор за играми

Хорошо, конечно, отчасти доглядывать за порядками игр, чтобы вместе с тем приучать детей вести их правильно, согласно условиям, не ссорясь, не обижая друг друга, но в то же время наблюдатели не должны стеснять и свободы играющих, а наоборот, должны всячески стараться дать им как можно более простора, чтобы они могли вполне самостоятельно разбираться между собой. Было бы много лучше, если бы наблюдатели сами принимали участие в играх, как это делается в Англии. Тогда, бесспорно, было бы больше уважения и к правилам игры, и друг к другу среди играющих.

Но если игра не занимает самого надзирателя, то пусть он уж лучше воздержится от неё, иначе он невольно свяжет всем руки и ноги и внесёт в игру не оживление, а только педантизм, скуку, вялость и смерть радостям и веселью!

Костюм для игр

В Англии для этого шьют особые блузы и панталоны из трико или фланели. В такой одежде свободнее играть, не жаль, если во время игры она несколько позапачкается или изорвётся. Сапоги должны быть кожаные, лёгкие и прочные. Фуражка лёгкая, с козырьком. С приходом на площадку для общественных игр носильное платье снимается и хранится под надзором сторожа в особо устроенных на известных местах площади парусинных палатках, а по возвращении домой, наоборот, снимается игральный костюм и надевается обычное носильное платье. В промежутках между играми, при отдыхе на скамейках, дозволяется на время накидывать на себя верхнее платье, чтобы иначе не простудиться от влияния ветра на разгорячённое тело, остающееся в поту.

Подкрепление сил во время игры

От постоянного движения и жары у играющих обыкновенно появляется сильная жажда. Для удовлетворения жажды необходимо позаботиться о том, чтобы на месте игр в достаточном количестве находилась свежая, прохладная (не холодная) вода. Такая вода никогда не может повредить здоровью. Но при питье необходимо следить за тем, чтобы разгорячённые движениями не пили зараз помногу и слишком быстро, а наоборот, пили бы глотками, с расстановками. Вода на месте игр необходима бывает ещё и потому, что нередко играющим приходится обливать себе руки, освежать лицо и т.д.

Вместо воды для утоления жажды после движения хорошо также съесть апельсин, яблоко, сливу, которые не мешает иметь в буфете на месте игр. Можно позволить себе также чашку некрепкого и не горячего чая или кофе. Но отнюдь не следует иметь в буфетах подобных яств: бутербродов, пива, молока, сельтерской воды и т. п., как только пучащих желудок или излишне возбуждающих нервную систему, и без того уже отчасти возбуждённую.

Помощь в несчастных случаях

Надо приучать молодёжь играть с большой осторожностью и осмотрительностью. Несмотря, однако, на то, при массовом участии в играх всё-таки могут случиться те или другие несчастья, начиная от лёгких ушибов и ранений, до вывихов и переломов костей и т. д. Помощь для подобных случаев должна быть возможно скорая. Поэтому необходимо, чтобы при площадке для больших общественных игр организована была достаточная первоначальная врачебная помощь с аптечкой и перевязочными средствами. О несчастных случаях не следует сообщать без надобности играющим, чтобы не возбуждать между ними напрасного любопытства, не производить паники и не вызывать тяжёлых впечатлений среди всеобщего веселья.

 

Читайте также:

Игры нашего детства 

Игра-дело серьезное

 

Автор Покровский Егор Арсеньевич

профессор,русский дореволюционный исследователь 

и собиратель детских подвижных игр

Источник:Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше