Воспитание ребенка

«Опасные слова»: на что вы программируете своего ребенка?

«Ах, ты бестолочь!», «Горе ты мое!», «Что ты, как девчонка!» – родители часто не придают значения своим словам и репликам. Между тем, именно мы, мамы и папы, даем своим детям установки, с которыми они и вступят во взрослую жизнь.

Что и почему нельзя говорить своему ребенку?

Как не запрограммировать малыша на неудачи? Кто виноват? Общаясь с детьми, реагируя на их поступки, родители нередко действуют автоматически, не задумываясь. «Посмотри, что ты натворил!», «Я сейчас занят(а), уйди», «Сколько можно повторять!», «Ты сведешь меня с ума!», «Вечно ты во все лезешь!» – эти слова не проходят бесследно.

Неудивительно, что довольно скоро ребенок отдаляется от родителей, становится скрытным, пассивным, недоверчивым и неуверенным в себе. В детском возрасте мама и папа являются самыми главными и близкими людьми в жизни ребенка. Их мнению и авторитету дети доверяют безоговорочно. Свое поведение они оценивают, ориентируясь лишь на мнение и реакцию родителей. Именно поэтому вам стоит осторожно и внимательно относиться к своим высказываниям, избегать прямых оценок, которые впоследствии могут негативно повлиять на судьбу ребенка и сделать его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Как возникают установки?

Одна, другая неосторожно брошенная фраза, шуточная оценка, замечание, предостережение, высказанное в неверной форме – и ребенок оказывается во власти стереотипа. Например, если расстроенному малышу говорить «Плакса-Вакса, нытик, пискля!», то вряд ли удастся успокоить его. А вот вызвать внутреннюю озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение, замкнутость – запросто. Разумнее сказать: «Я понимаю, как ты расстроен. Иногда бывает нужно поплакать. Станет легче».

Или такие на первый взгляд безобидные высказывания, как «Горе ты мое», «Что за несчастье», «Дурочка» и т.п. на самом деле оказывают сильное травмирующее воздействие, вызывают чувство вины, низкую самооценку, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями, трудности в общении со сверстниками.

Угрозы типа «Будешь вредничать, с тобой никто дружить не будет», «Ты плохой, не слушаешься маму, я уйду от тебя к другому ребенку!», «Жизнь очень трудная штука. Вырастешь – узнаешь!», «Не ешь много сладкого, а то будешь толстая!» формируют недоверчивость, трусость, безволие, безынициативность, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению, проблемы с излишним весом, самоограничение, низкую самооценку и неприятие себя…

Очень опасны прямые оценки, такие как «Неряха, грязнуля!», «Чудовище мое! И в кого ты такой некрасивый!», «Ты совсем, как твой папа (мама)…». Подобные замечания провоцируют трудности в общении, неадекватную самооценку, упрямство, чувство вины, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. Также нередко родители, бросая неосторожные фразы, типа: «что ты как девчонка?!» (мальчику) или «тоже мне девочка, хуже мальчишки!» (девочке), могут вызвать у детей нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

Важно помнить, что однажды появившись, установка уже не исчезнет сама по себе, и понадобится много времени, чтобы изменить негативный сценарий на позитивный, причем возможно это только в том случае, если ребенок будет получать реальное подтверждение своим способностям (рисование, пение, спорт, учеба, общение и т.д.).

Что делать?

Конечно, не все стереотипы оказывают негативное воздействие. Существуют и положительные высказывания, которые способствуют благоприятному развитию личности ребенка, помогают ему сохранить себя и справиться с трудностями и сложными ситуациями в жизни. Поэтому каждому родителю необходимо научиться трансформировать отрицательные оценки в положительные. К примеру, «Ты самый любимый!», «Ты очень многое можешь!», «Что бы мы без тебя делали?!», «Посиди с нами!», «Я помогу тебе», «Как хорошо, что ты есть!», «Расскажи мне, что с тобой», «С тобой очень интересно!» и т.д.

Таким образом, все что ребенок слышит от родителей, он полностью принимает на свой счет, все установки и штампы надолго остаются с ним и становятся определяющими в жизни. Это следует помнить и иметь в виду!

Автор Анна Карнаухова

психолог

Источник: Мамин журнал- для настоящих и будущих мам



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше