Воспитание ребенка

«Опасные слова»: на что вы программируете своего ребенка?

«Ах, ты бестолочь!», «Горе ты мое!», «Что ты, как девчонка!» – родители часто не придают значения своим словам и репликам. Между тем, именно мы, мамы и папы, даем своим детям установки, с которыми они и вступят во взрослую жизнь.

Что и почему нельзя говорить своему ребенку?

Как не запрограммировать малыша на неудачи? Кто виноват? Общаясь с детьми, реагируя на их поступки, родители нередко действуют автоматически, не задумываясь. «Посмотри, что ты натворил!», «Я сейчас занят(а), уйди», «Сколько можно повторять!», «Ты сведешь меня с ума!», «Вечно ты во все лезешь!» – эти слова не проходят бесследно.

Неудивительно, что довольно скоро ребенок отдаляется от родителей, становится скрытным, пассивным, недоверчивым и неуверенным в себе. В детском возрасте мама и папа являются самыми главными и близкими людьми в жизни ребенка. Их мнению и авторитету дети доверяют безоговорочно. Свое поведение они оценивают, ориентируясь лишь на мнение и реакцию родителей. Именно поэтому вам стоит осторожно и внимательно относиться к своим высказываниям, избегать прямых оценок, которые впоследствии могут негативно повлиять на судьбу ребенка и сделать его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Как возникают установки?

Одна, другая неосторожно брошенная фраза, шуточная оценка, замечание, предостережение, высказанное в неверной форме – и ребенок оказывается во власти стереотипа. Например, если расстроенному малышу говорить «Плакса-Вакса, нытик, пискля!», то вряд ли удастся успокоить его. А вот вызвать внутреннюю озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение, замкнутость – запросто. Разумнее сказать: «Я понимаю, как ты расстроен. Иногда бывает нужно поплакать. Станет легче».

Или такие на первый взгляд безобидные высказывания, как «Горе ты мое», «Что за несчастье», «Дурочка» и т.п. на самом деле оказывают сильное травмирующее воздействие, вызывают чувство вины, низкую самооценку, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями, трудности в общении со сверстниками.

Угрозы типа «Будешь вредничать, с тобой никто дружить не будет», «Ты плохой, не слушаешься маму, я уйду от тебя к другому ребенку!», «Жизнь очень трудная штука. Вырастешь – узнаешь!», «Не ешь много сладкого, а то будешь толстая!» формируют недоверчивость, трусость, безволие, безынициативность, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению, проблемы с излишним весом, самоограничение, низкую самооценку и неприятие себя…

Очень опасны прямые оценки, такие как «Неряха, грязнуля!», «Чудовище мое! И в кого ты такой некрасивый!», «Ты совсем, как твой папа (мама)…». Подобные замечания провоцируют трудности в общении, неадекватную самооценку, упрямство, чувство вины, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. Также нередко родители, бросая неосторожные фразы, типа: «что ты как девчонка?!» (мальчику) или «тоже мне девочка, хуже мальчишки!» (девочке), могут вызвать у детей нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

Важно помнить, что однажды появившись, установка уже не исчезнет сама по себе, и понадобится много времени, чтобы изменить негативный сценарий на позитивный, причем возможно это только в том случае, если ребенок будет получать реальное подтверждение своим способностям (рисование, пение, спорт, учеба, общение и т.д.).

Что делать?

Конечно, не все стереотипы оказывают негативное воздействие. Существуют и положительные высказывания, которые способствуют благоприятному развитию личности ребенка, помогают ему сохранить себя и справиться с трудностями и сложными ситуациями в жизни. Поэтому каждому родителю необходимо научиться трансформировать отрицательные оценки в положительные. К примеру, «Ты самый любимый!», «Ты очень многое можешь!», «Что бы мы без тебя делали?!», «Посиди с нами!», «Я помогу тебе», «Как хорошо, что ты есть!», «Расскажи мне, что с тобой», «С тобой очень интересно!» и т.д.

Таким образом, все что ребенок слышит от родителей, он полностью принимает на свой счет, все установки и штампы надолго остаются с ним и становятся определяющими в жизни. Это следует помнить и иметь в виду!

Автор Анна Карнаухова

психолог

Источник: Мамин журнал- для настоящих и будущих мам



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

24.03.2025
Поддержка близких в больнице: как помочь питанием

Все чаще больницы кормят пациентов готовыми пакетированными продуктами низкого качества по типу питания в самолете. Но ведь именно пища играет ключевую роль в восстановлении после болезни и операций! Что делать? Приносите домашнюю еду! Но учит…

подробнее

25.10.2024
Гормональные контрацептивы лишают организм необходимых питательных веществ

Вы любите правильно питаться. Вы гордитесь тем, что покупаете продукты на фермерских рынках, где они свежие и питательные, и, желательно, выращены без пестицидов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Вы стараетесь употреблять органическое м…

подробнее

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше