Ребенок: становление личности

Игры из ничего

В своем блоге я задала вопрос: "Вы помните, чем мы развлекали себя в детстве? Как обходились без приставок, квестов, радиоуправляемых или интерактивных игрушек?" Мы вспомнили множество игр и занятий с разными материалами.

Фантики, спички и крышки от чайников

В ход шли любые подручные средства. Например, вместо машинки — шишка, спичечный коробок, кубик, колпачок от фломастера или… Список может продолжить каждый. Из первых попавшихся материалов создавалась цивилизация: город, царство, страна или даже планета. Это царство мы заселяли «людьми» — фантиками, кусочками мозаики, пуговицами, крышечками от заварочных чайников и карандашами. А ведь людей ещё нужно было накормить, построить им дома и машины. В общем, в их жизни происходили захватывающие события, пока нас не звали домой.

Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.

Бумажные замки

Помните, девочки рисовали и вырезали кукол, платья и туфельки для них. Мальчики делали гоночные машинки, рисовали им дороги, складывали бумажные кораблики и лодочки, а потом запускали их в лужи. Из обычной тетрадки можно устроить домик для бумажных кукол. Например, на одной страничке вырезать окошки — если постараться, получится настоящий дворец. На остальных — сад для прогулок и другие декорации.

Читатели вспоминают: «У нас было целое бумажное царство: король, королева, министры, принцы и принцессы, слуги и служанки. И все они были роскошно одеты».

Если родители немножко знакомы с техникой оригами, из обычного листа бумаги можно сделать всякие интересные вещи, а потом раскрасить их вместе с детьми.

Каштаны в оттопыренных карманах

Как здорово нести в оттопыренных карманах каштаны, жёлуди, шишки! И какая мама не помнит восхитительных принцесс с пышными причёсками из цветков одуванчика! А технологию не забыли? Нужно сорвать бутон на длинном стебле, разделить стебель на несколько нитей, опустить их в воду — они завьются локонами. Бутон с «причёской» насадить на спичку или палочку, а ниже укрепить распустившийся одуванчик вместо юбки.

А из чего ещё можно сделать куклу? Из цветков укропа, из кукурузы (лицо нарисовать, а косы заплести из рылец, что окружают початок), из вьюнков. Эти цветы — готовые маленькие куклы в розовых платьях-лепестках.

Такие игрушки отлично выручают на прогулке. Они не занимают места в детской, а главное — из-за них не возникает споров и драк. Ведь их можно сделать сколько угодно.

Городок в обувной коробке

Из обувной коробки тоже можно соорудить кукольный домик. Или, составив несколько коробок, построить многоэтажку. Из чего соорудить мебель? Как сделать посуду? Как вырезать окна и дверь, чтобы удобно было расставлять предметы внутри домика?

Слово читателям: «Мы часто устраивали домики в коробках и постоянно выдумывали какие-то новые изобретения для их обустройства. Например, оклеивали окна кусочками прозрачного полиэтилена — стёкла, додумались делать мебель из пенопласта, а полочки из спичечного коробка. Даже люстры сделали из разобранного карманного фонарика!»

Очевидно, что конструирование в трёхмерном пространстве помогает ребёнку воспринимать перспективу, развивает глазомер и координацию движений.

Фонтаны воображения

Иногда детям не требуется предметов-заместителей, им вообще ничего не нужно — всё происходит в воображении. Многие родители беспокоятся, увидев, как ребёнок срывает несуществующие ягодки или скачет на невидимом коне. Но если в целом развитие ребёнка в норме, воображаемые предметы, друзья или игры — вполне нормальное явление. Главное, чтобы они не заменили настоящих друзей и не вытеснили обычные предметы.

Наверное, каждый может вспомнить такие затеи. Одна моя читательница придумала игру про Королеву-солнце. У неё было множество слуг.  Для этого развлечения не требовалось ровным счётом ничего , играть можно было даже на школьной переменке в коридоре. Королева превращалась в разных зверей и освобождала из плена несчастных. Или совершала другие подвиги — сюжеты были неисчерпаемы.

Другие играли летом во владельцев табуна. Табун был невидимый, но его надо было выгуливать-пасти, запоминать вожаков, продавать-менять некоторых лошадей (у детей был целый список имен, мастей и других характеристик). Иногда ездили на вожаке (эту роль выполнял велосипед).

Оставшись дома без родителей, дети смотрели в окно и представляли, что все пешеходы внизу — инопланетяне, а сами они смотрят из иллюминатора космического корабля на чужую планету.

Особенно помогает воображение при выполнении скучной домашней работы. Например, во время мытья посуды можно играть в мойку машин: столовые приборы — люди, остальное — транспорт. Или представьте себе, что посуда — это разные фонтаны в большом саду. Если подставить ложку под струю воды, она разбрызгивается в разные стороны — фонтан заработал. А вот эта вилка в стакане — принцесса, заточенная в башне. Её охраняет великан — большой половник. Но на помощь ей мчится принц на коне — давилка для чеснока.

Помните, не всегда нужно обеспечивать ребёнку готовые развлечения и предлагать идеи. Он вполне способен сам придумать что-нибудь занимательное, особенно когда ему скучно. Если у ребёнка чересчур много игрушек, фантазия и воображение становятся ненужными. Позвольте вашим детям применить творческое мышление в самых обычных бытовых ситуациях. Ведь очень скоро они вырастут, и тогда им обязательно пригодится умение преображать мир!

Автор Марина Озерова

педагог-психолог

Источник: "Сознательно.ru" - видеопортал для думающих родителей

Первоисточник: Проект Booknik.ru



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше