Роды вчера и сегодня

История Повивального дела в России

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми как самое что ни на есть естественное событие.

Наши предки благодарили Бога за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка и со смирением встречали его смерть. Родителей успокаивало осознание того, что безгрешный младенец забирается на Небо, и Там, предстоя Престолу Божьему, становится молитвенником за родителей, братьев-сетер и весь свой род.

От периода раннего христианства до нас дошла молитва роженицы: Стану, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, во чистое поле, во синее море. Есть там у Христа на престоле сидит Пресвятая Матерь Богородица, держит золотые ключи, отмыкает мясные ларцы, отпускает младенца из плоти, из утробы; отпускает младенца из плоти, из горячей крови, чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь.

Монголо-татарское иго, господствовавшее на Руси более двух столетий (1237 -1480), практически не давало медицине развиваться. Лишь в конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, - так называемый Аптекарский приказ.

Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам - мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повитухи славились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века. (Однако в 20-е годы нашего столетия они "почему-то" попали под волну гонений и репрессий).

Мнение о "непричастности " мужчин к родам было во многом преодолено с помощью Петра Великого. В годы его царствования в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Был издан специальный указ, обязывавший врачей-иностранцев "повышать квалификацию" российских лекарей. Кроме того, сотни молодых людей смогли получить образование за рубежом.

Вскоре Россия вырастила собственных ученых.

С момента учреждения в первой половине XVIII века Российской Академии наук и Университета можно говорить о создании в России системы учреждений, способствующих развитию медицинского образования и науки. Так начался формироваться медицинский научнообоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов.

В 1754 г. Павел Захарович Кондоиди - лейб-медик при императрице Елизавете Петровне подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Проект состоял из 29 пунктов, определявших программу подготовки акушерок, порядок аттестации уже имеющихся повивальных бабок, необходимое их число в обеих столицах, оплату их труда, порядок передачи профессии по наследству и многое другое.

Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".

Следуя Присяге, каждая повивальная бабка должна была посещать и бедного и богатого; не оставлять роженицу до разрешения от бремени; "употреблять лекарства простые и несложные, безвредные для больной"; выбирать подходящую кормилицу для младенца.

29 апреля 1754 г. Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

Организационные проблемы (отсутствие денег, подготовленных преподавателей и недостаток самих учениц) отодвинули открытие акушерских школ в Москве и Санкт-Петербурге до 1757 года. Они были открыты при Московском военном госпитале и Петербургском сухопутном военном госпитале и имели специальный штат, состоявший из 1 профессора акушерства и 2 акушерок, которым вменялось в обязанность обучать учениц акушерскому делу - брать их с собой на роды в качестве помощниц, а потом, "когда навыкнут", поручать им и самостоятельную практику, но в своем присутствии.

Каждая присяжная бабка должна была иметь по меньшей мере по две ученицы и заботиться о приискании этих учениц. Согласно "Представлению" Кондоиди, в Москве полагалось иметь не более 15, а в Петербурге - не более 10 присяжных бабок. "Лишних" же следовало определять в губернские города - по одной в каждый город, "дабы со временем ими все государство удовольствовать".

Кондоиди хотел, чтобы даже практикующие в тот период бабки некоторое время обучались в акушерской школе. Особыми повестками были собраны на аттестацию все практикующие в столицах повитухи. Их оказалось немного. Так, в Петербурге самостоятельно практикующих было 11, а в Москве - 4. Кроме того, еще одна московская и 3 петербургских бабки могли практиковать под надзором более опытных. Они и стали первыми ученицами в столичных акушерских школах.

Формирование системы родовспоможения - грандиозная и невероятно сложная задача. Конечно, не обошлось без проблем, основной из которых, как водится, оказалась финансовая. Дело в том, что Кондоиди, определяя порядок оплаты акушерских услуг, рассчитывал на сознательность рожениц, которые станут добровольно и с радостью платить деньги в казну - на поддержание столь насущно необходимых обществу акушерских школ.

Но не тут-то было! Роженицы всех сословий попросту перестали приглашать к себе присяжных бабок, довольствуясь услугами простых повитух. Такое положение вещей довело акушерок почти до нищенства. Где уж тут было обучать учениц!

В Сенат было подано новое представление - об отмене обязательного сбора с рожениц. Сенат отменил сбор и выделил из казны ежегодную сумму на поддержание бабичьего дела.

Первым профессором и преподавателем "бабичьего дела" в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну). Обучение состояло из теоретического курса и практических занятий. Базой для практических занятий служил анатомический театр Московского военного госпиталя. Первые теоретические лекции проводились на дому у профессоров.

За 20 лет в Московской акушерской школе под руководством Эразмуса (до 1777 г.), было подготовлено 35 повивальных бабок. Эразмус стал автором первого на русском языке учебника повивального дела (1762 год). В Санкт-Петербурге акушерскую школу возглавил Андрей Линдеман. В 1763 г. в медико-хирургических училищах был введен курс акушерства. Было постановлено, что ежегодно 6 подлекарей Петербургского медико-хирургического училища должны ходить к "докторам бабичьего дела", слушать "лекционы" и учиться акушерским операциям.

Несмотря на ограниченность в средствах, акушерские школы при военных госпиталях Москвы и Петербурга принесли несомненную пользу. В 1801 г. Московская акушерская школа была переименована в Повивальный институт. В 1806 г. аналогичный институт был создан при Московском университете. К этому же времени относится появление первых русских образованных врачей-акушеров и оригинальных руководств по акушерству.

Научное становление акушерства и улучшение преподавания "бабичьего дела" в Петербурге произошло благодаря Н.М. Максимовичу-Амбодику (1744-1812), которого справедливо называют "отцом русского акушерства". В 1782 г. он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства.

Н.М. Максимович-Амбодик первый читал лекции на русском языке, ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Им написано первое оригинальное русское руководство по акушерству в шести частях с превосходным атласом "Искусство повивания или наука о бабичьем деле" (1784-1786), которое оставалось лучшим до середины XIX в.

Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И.Левицкого "Руководство к повивальной науке " и Г.И.Кораблева "Курс акушерской науки и женских болезней ".

Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я.Крассовский, А.М.Макеев, В.Ф.Снегирев, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев и Н.И.Пирогов.

В 1764 г. по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение - Родильный госпиталь. Обучающиеся на кафедре повивального искусства здесь же и практиковали.

В 1770 г. Екатерина II издала предписание об открытии в Санкт-Петербурге воспитательного дома, учредив при нем первый повивальный госпиталь для неимущих родильниц (ныне - Родильный дом № 6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

1 октября 1771 г. на Невском проспекте, на месте, где теперь находится Казанский собор, был открыт императорский воспитательный дом с родильным госпиталем на 20 кроватей. С целью регламентации деятельности этого учреждения было издано предписание, в котором говорилось - "всех женщин, приходящих для разрешения от бремени, привратнику следует принимать тотчас и ни о чем не спрашивать; если женщина и лица своего не хочет показывать, ей разрешается все сохранять в тайне".

Каждой дозволено было пробыть 1 неделю до родов и две после. Младенец, рожденный в этом отделении, обязательно отдавался в воспитательный дом. Это правило действовало здесь более ста лет. Только с 1882 г. матерям было разрешено брать детей домой.

В 1784 г. в ноябре при госпитале открывается Повивальное училище, в которое были приняты первые 8 учениц. Для преподавания повивального искусства из Германии приглашается проф. Морепгейм с репетитором - акушером Краузе. Из Страсбурга, Вены, Болоньи были выписаны и получены рисунки, фантомы, куклы. Штат родильного госпиталя в то время состоял всего из 6 человек: врача-акушера, повивальной бабки, трех служительниц и одного работника.

В течение 7 лет (1790-1797) заведение возглавлял профессор повивального искусства Нестор Максимович Максимович-Амбодик. В 1797 г. ему удалось добиться специализации по акушерству для студентов Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. С 1797 г. деятельность родильного госпиталя расширяется, количество родов доходит до 200-300 в год. С 1804 г. учреждаются должности еще четырех повивальных бабок, которые несли суточные дежурства по 2 человека и оказывали помощь в родах на дому.

В 1811 г. организуется "Повивальный институт при Императорском воспитательном доме" с 30 местами для воспитанниц и сроком обучения в 4 года. На учебу туда принимали девиц "всякого звания", даже крепостных крестьянок по направлению хозяев-помещиков. После окончания института выпускницы посылались на работу в губернии сроком на 6 лет.

В 1819 г. в связи с переездом госпиталь расширился до 45 кроватей, а число воспитанниц увеличить до 60 человек. Количество родов с 1811 по 1836 г. колебалось в среднем от 410 до 572 в год. За этот период в стенах института было обучено 168 повивальных бабок, которые после окончания специальной подготовки направлялись в различные губернии.

В 1833 г. родильный госпиталь и Повивальный институт были объединены в одно родовспомогательное учреждение. С этого времени оно стало называться "Санкт-Петербургское родовспомогательное заведение". В его состав входили отделения для повивальных воспитанниц (на 40 человек) и крестьянских учениц (на 20 человек). Срок обучения в Повивальном институте был сокращен до 2 лет.

В Положении о родовспомогательном заведении были сформулированы цели этого учреждения, которые предусматривали:

  • прием беременных и рожениц как "законных", так и "незаконных", коим доставляется без всякой платы полное содержание, всякого рода акушерское и врачебное пособие до совершенного их выздоровления;

  • снабжение Государства сведущими и опытными повивальными бабками, которые получают воспитание и полное теоретическое и практическое образование в повивальном искусстве;

  • усовершенствование и распространение родовспомогательной науки.

С каждым годом количество родов продолжало увеличиваться и к 1850 г. превысило тысячу.

В Петербурге существовало еще одно медицинское учреждение, предназначенное для облегчения получения лекарских дипломов детьми иностранцев, проживавшими в России. Это был Калинкинский медико-хирургический институт. Он был организован в 1783 г., преподавание там велось на немецком языке, и только акушерство читалось параллельно на русском и немецком языках. Практику слушатели проходили в родильном отделении Калинкинской больницы на 20 коек, которое являлось по сути первой в России акушерской клиникой.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан Устав повивальным бабкам, по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость - "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно"...

В 1797 г. в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение - Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). Он включал в себя родильный госпиталь (или "императорскую родильню") на 20 коек и повивальную школу на 22 воспитанницы при нем. "Родильня" принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре было в основном бесплатным. Повивальное искусство в институте читал Н.М.Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I Указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем.

В 1844 году при институте открылся первый в России стационар, в 1845 - начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок. В связи с недостатком врачей-акушеров Елена Павловна в сентябре 1872 года разрешила всем желающим врачам совершенствоваться в своей профессии под руководством более опытных коллег. За время ее покровительства в институте прошли усовершенствование 70 врачей.

Повивальный институт стал первым научно-лечебным учреждением, в котором осуществлялось повышение квалификации врачей. В 1893 году директором института стал видный представитель отечественной гинекологии и акушерства Д.О.Отт. При нем резко возросло число слушательниц, развернулись научные исследования, был создан институт врачей-экспертов. Главная цель института кроме призрения больных направлена к развитию акушерского дела в империи путем подготовки сведущих врачей и акушерок.

Оба столичных института - и Императорский Марии Федоровны, и бывший при Воспитательном доме - работали истинно "в пользу общества". Ежегодно направляли они в провинциальные российские города и даже села квалифицированных, медицински образованных повивальных бабок. В самих же столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т.д.

В 1806 году под руководством профессора повивального искусства, лейб-медика Рихтера В.М. при Московском университете был открыт новый Повивальный институт и родильный госпиталь на 3 койки для бедных рожениц (ныне Московское Медучилище № 1 "Павловское"). Целью института было обеспечение Москвы и губерний опытными, искусными и образованными повивальными бабками (в 1820 г. число коек увеличилось до 6).

Школы для акушерок имели различные программы и уставы и носили различные названия:

  • повивальные институты, числом 4 (2 в Петербурге, по одному в Москве и Тифлисе),

  • повивальные школы (обе в Петербурге)

  • школы сельских повивальных бабок (по одной в Петербурге, Москве и Тифлисе).

Кроме того, имелись школы при акушерских клиниках университетских городов и при родильных отделениях городских больниц в гг. Астрахани, Варшаве, Вильно, Вологде, Воронеже, Вятке, Гродно, Каменец-Подольске, Кишиневе, Митаве, Могилеве, Пензе, Самаре, Саратове, Симбирске, Тамбове, Томске, Туле, Харькове, Херсоне, Чернигове и Чите (так называемые центральные, местные и земские школы).

В столичных и Тифлисском повивальных институтах преподавались:

  • необходимые понятия об анатомическом строении и физиологических отправлениях женского тела,

  • учение о постукивании и выслушивании в применении к акушерству,

  • теоретическое и практическое акушерство,

  • болезни новорожденных,

  • гинекологическое исследование, распознавание болезней, уход за больными, производство малых гинекологических операций, кровопускание и оспопрививание,

  • учение о повязках и врачебных средствах, употребляемых в акушерской практике,

  • практическое обучение у постели беременных, рожениц, родильниц, новорожденных младенцев и больных женщин.

Вот с такими знаниями готовились повивальные бабки.

В центральных и местных повивальных школах в губерниях, где нет земских учреждений, преподавание ограничивалось законом Божьим, русским языком, арифметикой и курсом теоретического и практического родовспомогательного искусства. Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения.

Как уже отмечалось, согласно "Уставу Повивальным Бабкам", "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно".

В учебном пособии "Полное руководство к изучению Повивального Искусства" от 1886г., докотора П.И.Добрынина, доцента при "Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении" указано: "Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства".

Оперативное акушерство (посредством хирургического вмешательства) в России также имело национальные особенности. Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней.

Удалось избежать крайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативной венской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработать самостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использование физиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумное ограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого в интересах матери и ребенка.

Отдельные операции (например, рассечение лона, или кесарево сечение) с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русских докторов-акушеров в силу калечащих результатов этих операций

. В XVIII веке начинают открываться родильные дома (Страсбург,1728; Берлин,1751; Москва,1761; Прага,1770; Петербург,1771; Париж,1797). Родовспомогательные заведения, родильные дома и приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из недостаточных классов населения или для предоставления за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Для первой цели служат различного рода государственные и общественные учреждения, для второй частные Родильные институты и убежища. Родильные отделения устраиваются также при всех повивальных школах и институтах в акушерских университетских клиниках.

В России родильные дома устраиваются городами и земствами отдельно или при общих больницах. И вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением - "родильной горячкой", т.е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой "горячки" были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды восемнадцатого первой половины девятнадцатого века от 10 до 40-80%.

По статистике в начале ХХ века, в процессе родов - в основном, от сепсиса и разрывов матки - ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка.

В 19 веке два крупных научных открытия: введение эфира и хлороформа в целях обезболивания и открытие путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения.

Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и методов. Особенно это коснулось операции кесарева сечения, отрицательно влияющей на развитие физиологии и психики ребенка. Опасность сепсиса снизилась во много раз, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. Как в 1897 г. с печалью говорил на праздновании 100-летия Императорского Клинического повивального института Вел.Кн. Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт, 98 процентов рожениц в России по-прежнему оставались без всякой акушерской помощи! (Или, другими словами, предпочитали рожать дома).

События Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания помощи беременным и роженицам.

Советская власть критически отнеслась к принципам медицинского обслуживания, существовавшим в стране. Прежде всего, сработала типичная для того времени психология отрицания любого, в том числе и положительного опыта прошлого. Традиции, даже хорошие, сознательно отвергались, все начиналось "с чистой доски".

Устав Повивальным Бабкам

  • Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытанна, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

  • Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

  • Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

  • Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

  • Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоде не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

  • Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

  • Когда родится странный, и не обыкновенный урод, то бабка об оном немедленно и обстоятельно рапортовать должна по удобности места, или Медицинской Коллегии, или оной Коллегии Канторе.

  • Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась не задолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

  • Повивальные Бабки должны иметь при себе Помощниц, но оных без себя к родам не допущать, пока не получать о своем искустве свидетельства.

  • Дабы Помощницы вящшее прилагали к повивальному делу рачение, должна бабка в подаваемом Профессору повивальной науки, или Акушеру, по прошествии каждаго месяца рапорт, показывать их имена, поведение и прилежность.

  • Бабка в ежемесячных рапортах обязана по присяжной должности показывать, при коликих числом родах была сама, или ее помощница, сколько, и какого полу родившияся, были ли из оных мертвые, и были ли трудные роды, требовавшие помощь Акушера.

  • Каждая ученица повивальнаго искуства, должна знать Грамоту; не быть моложе осмьнадцати, ниже старше тридцатя лет.

  • Как скоро ученица по отаменной способности в повивальной науке довольно успеет, и знание свое на испытаниях, и при действительных родах покажет, то, не взирая на кратковременность обучения, будет повивального бабкою удостоена.

  • Бабкам позволяется в сходных данных им при обучении, выписывать для роженицы и новорожденному самые легкие лекарства, как то розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду, также потребное на припарки и для промывательных.

  • В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

  • Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

  • Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрещения, и повинна о таковом беззаконном намеренни доносить куда следует.

  • Каждая Бабка, усердно и верно звание свое исполняющая, имеет ожидать от Государственной Медицинской Коллегии надлежащаго покровительства; с нерадивою же и предписания, в сем Уставе изображенные, престутившею, поступлено будет по строгости законов.

Из Государственной Медицинской Коллегии в Град Святаго Петра. Сентября 9 дня 1789 года.

ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.

Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь."

(Собственноручная подпись).

В тексте использованы труды:

"Полное руководство к изучению повивального искусства с изложением кратких правил ухода и пособий при женских болезнях". П.И.Добрынин, СанктПетербург, 1886г.

"Присяжные бабки, что мы знаем о первых ученых акушерках России", Виктор Абашин

"Родильный дом им.проф.Снегирева, 175 лет". Л-д, 1949. Сб. трудов под ред.проф. Шполянского Г.М.

"К истории родовспоможения в Петербурге" Ю.О. Квачевская

"НИИ акушерства и гинекологии РАМН имени Д.О.ОТТА", Т.И. Грекова.

"Родить и возродиться", Етске Спаненд, Эльзе де Хан, Хильда Дайк, Лилет Портман, Афке Хортер, Маргот де Вал, Мириям де Йонг, Хетти Хаген, (Амстердам)

 

Читайте также:

Жизнь по ту и по эту сторону солнца

Как человек рождается, так живет его страна

Повивальное искусство

 

Источник: Сайт "Ода родам" - возрождение традиций повивального дела

 

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

24.03.2025
Поддержка близких в больнице: как помочь питанием

Все чаще больницы кормят пациентов готовыми пакетированными продуктами низкого качества по типу питания в самолете. Но ведь именно пища играет ключевую роль в восстановлении после болезни и операций! Что делать? Приносите домашнюю еду! Но учит…

подробнее

25.10.2024
Гормональные контрацептивы лишают организм необходимых питательных веществ

Вы любите правильно питаться. Вы гордитесь тем, что покупаете продукты на фермерских рынках, где они свежие и питательные, и, желательно, выращены без пестицидов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Вы стараетесь употреблять органическое м…

подробнее

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше