Традиции семьи
И плачет душа, о которой забыли
Когда спорят разум и сердце
Я часто спрашиваю у родителей, желающих всерьез работать над своими детьми, чему бы они хотели научить своего ребенка. И чаще всего в ответ слышу о чем-либо развивающем - буквах, цифрах, реже - языках. А еще, о желании видеть свое чадо здоровым и физически развитым. Эти стремления хороши уже сами по себе, так как есть великое множество мам и пап, чья забота о собственном дитяти заканчивается в момент его рождения. Далее малыша препоручают няням, гувернерам, воспитателям...
Что ж, возможностей для физического и интеллектуального совершенствования в наше время существует множество. Однако только ли в развитии мускулов и разума ребенка состоит задача семьи?
Давайте переформулируем вопрос: "Каким вы хотите видеть своего малыша?" Ответы на него поражают меня снова и снова:
- Хочу, чтобы он был чутким и добрым...
- Пусть он научится слушать и слышать, имеет много друзей, умеет постоять за себя и других...
- Желаю сыну быть мужественным, сильным духом и щедрым душой...
Еще ни разу ни одна мать, ни один отец не сказали мне в ответ:
- Хочу, чтобы мой сын сделал головокружительную карьеру...
- Пусть моя дочь в совершенстве овладеет компьютером и десятью иностранными языками...
Удивительно, но делаем мы часто совсем не то, чего хочет, о чем чает, болит и кричит родительское сердце. Что же открывает перед ребенком возможность соответствовать этим чаяниям? Обучение грамоте? Но ведь можно быть очень умным, образованным и одновременно черствым, нечутким человеком. Закаливание? Однако, обладать большой физической силой не всегда означает направлять ее на служение добру. И уж абсолютно точно, что сильный телом не обязательно - сильный духом.
Так что же способно укрепить и воспитать нашу душу?
Напитай ребенка душу...
Примечательно, но факт: в словаре традиционной русской педагогики понятие развитие попросту отсутствовало. Наши прадеды и их предки, обозначая те задачи, которые возлагались на семью, пользовались другим термином - воспитание. Именно этим занимались родители - воспитывали своих детей. А потому нам, чья жизнь да и сама цивилизация скорее близка к развитию чем к восстановлению питания души, очень важно знать, что же было до нас, на чем строится наше педагогическое наследие.
Издревле на Руси именно семья занималась воспитанием детей. Вос-питание - восстановление питания. Вот какой смысл вкладывали в это понятие наши предки. Какое же питание восстанавливали они для своих детей, о чем радели ежедневно и ежечасно? Какое питание необходимо вернуть сегодня в жизнь наших малышей, чтобы выросли они полноценными людьми?
Явно не то, которым способна накормить нас современная наука. Питание это, без сомнения, не связано с какими-либо оздоравливающими методиками. Потому что тот жизненный опыт, те труды, которые дети несли в семьях наших далеких предков, начиная с трех лет, во многом способствовали и закаливанию, и физическому развитию ребенка.
На мой взгляд, сегодня все мы должны осознать две очень важные задачи.
-
Во-первых, это необходимость восстановить неразрывную связь с живоносным опытом предыдущих поколений людей, который способствует жизнеспособности и процветанию рода. Ведь в каждой семье были и есть свои традиции, свои духовные ценности, которые формировались веками, и передавались от отцов к детям. Именно они необходимы ребенку, чтобы вырос он хорошим человеком, рачительным хозяином или хозяйкой, добрым отцом или матерью. И в свою очередь смог воспитать своих детей так, чтобы за них не было стыдно.
-
Во-вторых, в суете повседневных мелких забот мы должны вспомнить, и уже не забывать никогда, что кроме родителей наших есть у нас Отец небесный, а человек, кроме физической жизни, несет в себе жемчужину духа. И каждый из нас, с точки зрения традиционной педагогики, должен жить не только заботами тела и чувств, но и прилагать великие духовные усилия для жизни вечной.
И дочке сказку расскажу, и сыну войско смастерю...
Что же входило всегда и входит сегодня в арсенал семейной педагогики, ориентированной, прежде всего, на нравственный рост ребенка, созревание человека в человеке?
В первую очередь, это, конечно, сказки. Те самые, на которых выросли наши бабушки и дедушки. Что доступнее сказки сможет преподнести ребенку первый опыт различения добра и зла, открыть перед ним мир героев и антигероев, показать к чему приводят те или иные поступки?
Вы против пожить в сытости, довольстве и неге? Нет, конечно, от такой возможности отказаться трудно. Только вот почему-то в сказке эта самая мечта почему-то воплощается в образе не иначе как Ленивицы. И заканчивается всегда полным провалом, когда даже Петух кричит ей вослед: "Вот Ленивица идет, вся в помоях с головы до ног!" Зато тот образ жизни, который воплощают в русских сказках, например, Рукодельницы, а в эпосе Богатыри, связанный с умалением себя, всегда заслуживает награды.
Сейчас сказки, увы, совсем уходят из жизни детей. Особенно в тех семьях, где соблазн интеллектуального воспитания очень велик. Зачем сказки, говорят такие родители, они не образовывают, ничего не дают уму, а скорее наоборот, уводят от реалий мира.
Да, сказка уводит от реалий повседневного мира, от того, что важно и ценно лишь на время. Но именно она способна указать ребенку путь к пониманию вещей, не видимых глазу, существующих в духовной жизни человека.
Или возьмем колыбельную, покинувшую, к сожалению, стены наших современных детских. Что такое колыбельная в нашей культуре? Это небольшое напутствие ребенку на жизнь, открывающее одновременно для него то, что окружающий мир живет по своим собственным законам, которым должен следовать и которые обязан соблюдать каждый человек:
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Все лисички спят,
Все соболи спят,
Нашему Ване спять велят.
Есть колыбельные, которые мамы пели над колыбелью мальчика, есть - над колыбелькой девочки. Я часто спрашиваю детей во время занятий, как они думают, о чем пели мамы своим малышам? Может быть, пели о том, что будешь ты барином или станешь, когда вырастешь, богатым? Все дети с великим протестом отвечают: "Нет!" О чем же тогда они пели, настаиваю я, хотя знаю, что не всем нашим детям поют такие колыбельные. И слышу в ответ очень искреннее: "Ты будешь богатырем и воином, станешь сильным, смелым, добрым... Всегда будешь готов постоять за друзей... Себя в обиду не дашь и других не обидишь..."
Удивительное детское прозрение, идущее от чистоты души! А душа всегда живет тем, что непреходяще. Детские души еще не испорчены настолько, чтобы ориентироваться на крутых парней, вроде Бетмана. У них в ходу пока другие ценности, корни которых как раз и сохраняют колыбельные. Совсем как в знаменитом авторском переосмыслении Лермонтовым казачьей колыбельной:
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой...
И важен здесь не этнографический контекст колыбельной, а совсем иные напутственные смыслы: указание на путь трудов, которыми человеку дается счастье. Например, мать поет у колыбельной сына:
Наш Ванюшка подрастет,
Травушку косить пойдет.
Вроде бы нам все это совсем ни к чему. Но все же давайте послушаем дальше, о чем поет мать. А поем она о том, что сыночек ее коровушку накормит, надоит, детей напоит. На базар молочко снесет. Всех детей оденет, всех одарит. По деревне пойдет, а все люди будут смотреть и говорить: чей же это сын идет? Что за ладная семья? И мама с гордостью припевает: "Это - деточка моя!"
Поразительные вещи теряем мы сегодня из нашей культуры!
Очень важным элементом нравственного становления личности являются детские игры. Те самые подвижные забавы, так стремительно вытесненные из наших дворов. Игры с правилами - первый опыт ребенка в необходимости слушаться, подчиняться и не тяготиться этим. Какие из них мы можем вспомнить из нашего детства? В лучшем случае казаки-разбойники.
На самом деле арсенал подвижных детских игр огромен. Он открывает перед детьми не только возможность преодоления трудностей, связанных с условиями игры, развивает ловкость, внимание, выносливость, умение проигрывать, упорство при стремлении к победе, взаимодействие в коллективе между детьми - равное, партнерское, дружеское.
Игры проявляют многие социальные смыслы, так как по контексту своему в каждой игре присутствуют свои герои и антигерои. Возьмем, например, какую-либо игру "Осеннего периода".
Мы во полюшко пойдем,
Мы серпы с собой возьмем.
Будем жать, жать, жать,
Да снопы вязать.
И на мельницу свезем,
Помолотим, побьем.
Далее игра идет к пирогам и общему столу. Все представляют себя тружениками, собирающими на пир друзей. И вдруг появляется новый мотив:
А это кто не жал,
Просто на поле лежал?
Эта простая игра формирует отношение ребенка к труду и праздности, помогает ему сориентироваться в определенных жизненных явлениях: кто хороший парень, а кого надо сторониться, кто ценится среди людей, а кто, как Сысой, который не жал, а просто на поле лежал, вызывает где снисходительную усмешку, где - просто беззлобное подшучивание.
Игры исчезли, ушли с наших детских праздников. Откуда им взяться в наших дворах, если их нет ни дома, ни в детском саду?! Как-то я спросила у воспитательницы, играет ли она с детьми? Да, ответили мне, в развивающие игры по русскому языку, логике, арифметике. А подвижные игры ушли. Как их вернуть? Только через детские праздники, через игровой круг гостей. Его можно создать и дома.
Что еще составляет детскую культуру, которая создает питательную среду для души ребенка, его опыта, становления всех его ценностей? Игрушки. Те, с которыми так любят возиться все без исключения дети. Какие игрушки выбираем мы - нынешние мамы и папы? Опять же, обычно с приставкой развивающие. Карточек всяких наделали, буквы по стенам поразвесили...
А те самые игрушки, которые отображают естественную детскую потребность в доме, семье, с одной стороны, и закладывают основы будущего проявления материнского и отцовского начала с другой, опять же остались где-то в недалеком прошлом. Их у наших детей не найти днем с огнем. Пупсов, над которыми девочка могла бы выразить свои первые материнские чувства - петь колыбельные, пеленать, кормить, баюкать и пестовать - те, что напрямую связаны со становлением женского служения в мире, заменила кукла Барби, совершенно четко ориентированная на иную систему ценностей - на себя.
Исчезли солдатики, зато в большой чести всякие монстры и трансформеры. А между тем образ солдата в русской культуре - это всегда ориентир на защиту. Вспомним: идет солдат с войны, а перед ним - деревня. Хотел на ночлег остановиться, да людей найти не может. Вдруг видит, на завалинке крайней избы один-одинешенек сидит древний старик. Спрашивает старик у солдата: "Куда идешь, служивый?" Уходи, мол, отсюда: змей прилетал, всех пожрал, один я остался ему на закуску. Бери ноги в руки и беги...
Что же отвечает старику солдат, 25 лет отслуживший Родине и, наконец, возвращающийся домой? Этот ответ в тех или иных интерпретациях часто звучит в героическом народном эпосе: "Ведомое ли дело русскому солдату от всякой нечисти бегать?! Двум смертям не бывать, а одной - не миновать!" И стоит служивый, пока змея этого не изведет. А кому он служит? Родине служит. Своему большому дому, который есть у каждого из нас.
Так что же делать нам сейчас с игрушками для наших детей? На полках магазинов их не найти. Откуда же нужные детям игрушки брались раньше? Да вот как-то, несмотря на загруженность матери и отца по хозяйству с утра до ночи, делались они руками родителей. "Нет у нас на это времени", - готовы воскликнуть мы хором. Полноте, у нас сегодня времени и сил на труды уходит куда меньше, чем у дедов наших и прадедов. А кроме нас хорошие и нужные нашим детям игрушки сделать некому.
Что еще, кроме того, о чем мы уже говорили, составляет ткань питательной среды ребенка? Конечно же, это различные рукоделия. Сейчас у нас в обиходе появилось этакое модное сочетание - эстетическое развитие, когда с помощью различных творческих занятий, где ребенок делает что-либо руками, у детей формируется чувство прекрасного. Но вся хитрость как раз в том, что действительно воспитательным процесс творчества становится только тогда, когда он имеет некое прикладное значение.
В старину рукоделие - различные творческие задания, труды, которые выполняли дети - было необходимо для чего-то. У нас же понятие эстетического воспитания заканчивается на стенке в гостиной, на видном месте, чтобы можно было ткнуть пальцем и сказать: "Наше чадушко сделало".
А между тем рукоделие связано не только с украшением мира. Хотя это само по себе очень важно. Оно позволяет ребенку почувствовать себя творцом, а не пачкуном-разрушителем. Рукоделие помогает воспитать в ребенке упорство и терпение, столь необходимые нам в жизни.
Что же сегодня делают наши дети на уроках труда? Аппликации из бумаги. Главное - быстро и просто. Но так ли нужны будут эти примитивные однодневки нашим детям в жизни? Или на большее они не способны? А может дело совершенно в другом? Пусть каждый сам ответит себе на эти вопросы.
У истоков
И все же основу прочной ткани семейной педагогики, прежде всего, составляли традиции. Они выражались в особом ритме жизни, который сообщался праздниками и являлся основой духовного бытия.
Когда в семье этот ритм востребован, никогда не возникает вопроса, чем заняться сегодня. Грядет ли, к примеру, Пасха, и сразу оказывается, что столько нужно сделать, чтобы преобразить своими руками дом к празднику.
Сажаем ли вместе с ребенком траку и ждем, когда зерно, упавшее в землю, вдруг прорастет новой жизнью. Подберем ли на улице безжизненные веточки для всей семьи. Что с ними? Что должны сделать мы, чтобы они могли ожить, воскреснуть? Пусть каждый в семье свою ленточку привяжет на свою веточку и ждет, волнуется: оживет - не оживет?! Так постепенно, через общение с природой познаются тайны непрерывности жизни.
А чтобы почитать нам вместе с детьми в свободное время? Если впереди праздник Пасхи, будем подбирать и читать истории, где речь идет об умении жертвовать ради других, где кто-то кого-то спасает. И обязательно говорить детям: видишь, смерти нет, добро всегда побеждает зло. Это - главный закон духовного мира. В нашей культуре есть прекрасные духовные стихи, которые пелись и в качестве колыбельной, открывая детям окружающий мир.
Ой вы голуби, вы белые!
Мы не голуби, мы не белые,
А мы ангелы - хранители,
А мы праведным душам покровители,
А мы грешным душам спасители...
Это очень важно и нужно, чтобы ребенок знал и всегда помнил: он не один. Человек никогда не бывает один, а добро всегда побеждает, правда обязательно торжествует над ложью. Осознание этих несложных, на первый взгляд, истин, и есть основная задача семейной педагогики, главная цель родителей, давших ребенку жизнь физическую, и стремящихся сделать его духовный мир ярким и полнокровным.
Читайте также:
Включаем не только голову, но и руки
Автор Анастасия Алексеевна Крячко
руководитель педагогического направления центра поддержки семьи "Рождество", методист, автор курсов "Семейная педагогика", "Годовой круг праздников", "Ключи к русской сказке"
Источник: Центр поддержки семьи "Рождество"
все записи