Традиции семьи

И плачет душа, о которой забыли

Когда спорят разум и сердце

Я часто спрашиваю у родителей, желающих всерьез работать над своими детьми, чему бы они хотели научить своего ребенка. И чаще всего в ответ слышу о чем-либо развивающем - буквах, цифрах, реже - языках. А еще, о желании видеть свое чадо здоровым и физически развитым. Эти стремления хороши уже сами по себе, так как есть великое множество мам и пап, чья забота о собственном дитяти заканчивается в момент его рождения. Далее малыша препоручают няням, гувернерам, воспитателям...

Что ж, возможностей для физического и интеллектуального совершенствования в наше время существует множество. Однако только ли в развитии мускулов и разума ребенка состоит задача семьи?

Давайте переформулируем вопрос: "Каким вы хотите видеть своего малыша?" Ответы на него поражают меня снова и снова:

- Хочу, чтобы он был чутким и добрым...

- Пусть он научится слушать и слышать, имеет много друзей, умеет постоять за себя и других...

- Желаю сыну быть мужественным, сильным духом и щедрым душой...

Еще ни разу ни одна мать, ни один отец не сказали мне в ответ:

- Хочу, чтобы мой сын сделал головокружительную карьеру...

- Пусть моя дочь в совершенстве овладеет компьютером и десятью иностранными языками...

Удивительно, но делаем мы часто совсем не то, чего хочет, о чем чает, болит и кричит родительское сердце. Что же открывает перед ребенком возможность соответствовать этим чаяниям? Обучение грамоте? Но ведь можно быть очень умным, образованным и одновременно черствым, нечутким человеком. Закаливание? Однако, обладать большой физической силой не всегда означает направлять ее на служение добру. И уж абсолютно точно, что сильный телом не обязательно - сильный духом.

Так что же способно укрепить и воспитать нашу душу?

Напитай ребенка душу...

Примечательно, но факт: в словаре традиционной русской педагогики понятие развитие попросту отсутствовало. Наши прадеды и их предки, обозначая те задачи, которые возлагались на семью, пользовались другим термином - воспитание. Именно этим занимались родители - воспитывали своих детей. А потому нам, чья жизнь да и сама цивилизация скорее близка к развитию чем к восстановлению питания души, очень важно знать, что же было до нас, на чем строится наше педагогическое наследие.

Издревле на Руси именно семья занималась воспитанием детей. Вос-питание - восстановление питания. Вот какой смысл вкладывали в это понятие наши предки. Какое же питание восстанавливали они для своих детей, о чем радели ежедневно и ежечасно? Какое питание необходимо вернуть сегодня в жизнь наших малышей, чтобы выросли они полноценными людьми?

Явно не то, которым способна накормить нас современная наука. Питание это, без сомнения, не связано с какими-либо оздоравливающими методиками. Потому что тот жизненный опыт, те труды, которые дети несли в семьях наших далеких предков, начиная с трех лет, во многом способствовали и закаливанию, и физическому развитию ребенка.

На мой взгляд, сегодня все мы должны осознать две очень важные задачи.

  • Во-первых, это необходимость восстановить неразрывную связь с живоносным опытом предыдущих поколений людей, который способствует жизнеспособности и процветанию рода. Ведь в каждой семье были и есть свои традиции, свои духовные ценности, которые формировались веками, и передавались от отцов к детям. Именно они необходимы ребенку, чтобы вырос он хорошим человеком, рачительным хозяином или хозяйкой, добрым отцом или матерью. И в свою очередь смог воспитать своих детей так, чтобы за них не было стыдно.

  • Во-вторых, в суете повседневных мелких забот мы должны вспомнить, и уже не забывать никогда, что кроме родителей наших есть у нас Отец небесный, а человек, кроме физической жизни, несет в себе жемчужину духа. И каждый из нас, с точки зрения традиционной педагогики, должен жить не только заботами тела и чувств, но и прилагать великие духовные усилия для жизни вечной.

И дочке сказку расскажу, и сыну войско смастерю...

Что же входило всегда и входит сегодня в арсенал семейной педагогики, ориентированной, прежде всего, на нравственный рост ребенка, созревание человека в человеке?

В первую очередь, это, конечно, сказки. Те самые, на которых выросли наши бабушки и дедушки. Что доступнее сказки сможет преподнести ребенку первый опыт различения добра и зла, открыть перед ним мир героев и антигероев, показать к чему приводят те или иные поступки? 

Вы против пожить в сытости, довольстве и неге? Нет, конечно, от такой возможности отказаться трудно. Только вот почему-то в сказке эта самая мечта почему-то воплощается в образе не иначе как Ленивицы. И заканчивается всегда полным провалом, когда даже Петух кричит ей вослед: "Вот Ленивица идет, вся в помоях с головы до ног!" Зато тот образ жизни, который воплощают в русских сказках, например, Рукодельницы, а в эпосе Богатыри, связанный с умалением себя, всегда заслуживает награды.

Сейчас сказки, увы, совсем уходят из жизни детей. Особенно в тех семьях, где соблазн интеллектуального воспитания очень велик. Зачем сказки, говорят такие родители, они не образовывают, ничего не дают уму, а скорее наоборот, уводят от реалий мира.

Да, сказка уводит от реалий повседневного мира, от того, что важно и ценно лишь на время. Но именно она способна указать ребенку путь к пониманию вещей, не видимых глазу, существующих в духовной жизни человека.

Или возьмем колыбельную, покинувшую, к сожалению, стены наших современных детских. Что такое колыбельная в нашей культуре? Это небольшое напутствие ребенку на жизнь, открывающее одновременно для него то, что окружающий мир живет по своим собственным законам, которым должен следовать и которые обязан соблюдать каждый человек:

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Все лисички спят,

Все соболи спят,

Нашему Ване спять велят.

Есть колыбельные, которые мамы пели над колыбелью мальчика, есть - над колыбелькой девочки. Я часто спрашиваю детей во время занятий, как они думают, о чем пели мамы своим малышам? Может быть, пели о том, что будешь ты барином или станешь, когда вырастешь, богатым? Все дети с великим протестом отвечают: "Нет!" О чем же тогда они пели, настаиваю я, хотя знаю, что не всем нашим детям поют такие колыбельные. И слышу в ответ очень искреннее: "Ты будешь богатырем и воином, станешь сильным, смелым, добрым... Всегда будешь готов постоять за друзей... Себя в обиду не дашь и других не обидишь..."

Удивительное детское прозрение, идущее от чистоты души! А душа всегда живет тем, что непреходяще. Детские души еще не испорчены настолько, чтобы ориентироваться на крутых парней, вроде Бетмана. У них в ходу пока другие ценности, корни которых как раз и сохраняют колыбельные. Совсем как в знаменитом авторском переосмыслении Лермонтовым казачьей колыбельной:

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой...

И важен здесь не этнографический контекст колыбельной, а совсем иные напутственные смыслы: указание на путь трудов, которыми человеку дается счастье. Например, мать поет у колыбельной сына:

Наш Ванюшка подрастет,

Травушку косить пойдет.

Вроде бы нам все это совсем ни к чему. Но все же давайте послушаем дальше, о чем поет мать. А поем она о том, что сыночек ее коровушку накормит, надоит, детей напоит. На базар молочко снесет. Всех детей оденет, всех одарит. По деревне пойдет, а все люди будут смотреть и говорить: чей же это сын идет? Что за ладная семья? И мама с гордостью припевает: "Это - деточка моя!"

Поразительные вещи теряем мы сегодня из нашей культуры!

Очень важным элементом нравственного становления личности являются детские игры. Те самые подвижные забавы, так стремительно вытесненные из наших дворов. Игры с правилами - первый опыт ребенка в необходимости слушаться, подчиняться и не тяготиться этим. Какие из них мы можем вспомнить из нашего детства? В лучшем случае казаки-разбойники.

На самом деле арсенал подвижных детских игр огромен. Он открывает перед детьми не только возможность преодоления трудностей, связанных с условиями игры, развивает ловкость, внимание, выносливость, умение проигрывать, упорство при стремлении к победе, взаимодействие в коллективе между детьми - равное, партнерское, дружеское.

Игры проявляют многие социальные смыслы, так как по контексту своему в каждой игре присутствуют свои герои и антигерои. Возьмем, например, какую-либо игру "Осеннего периода".

Мы во полюшко пойдем,

Мы серпы с собой возьмем.

Будем жать, жать, жать,

Да снопы вязать.

И на мельницу свезем,

Помолотим, побьем.

Далее игра идет к пирогам и общему столу. Все представляют себя тружениками, собирающими на пир друзей. И вдруг появляется новый мотив:

А это кто не жал,

Просто на поле лежал?

Эта простая игра формирует отношение ребенка к труду и праздности, помогает ему сориентироваться в определенных жизненных явлениях: кто хороший парень, а кого надо сторониться, кто ценится среди людей, а кто, как Сысой, который не жал, а просто на поле лежал, вызывает где снисходительную усмешку, где - просто беззлобное подшучивание.

Игры исчезли, ушли с наших детских праздников. Откуда им взяться в наших дворах, если их нет ни дома, ни в детском саду?! Как-то я спросила у воспитательницы, играет ли она с детьми? Да, ответили мне, в развивающие игры по русскому языку, логике, арифметике. А подвижные игры ушли. Как их вернуть? Только через детские праздники, через игровой круг гостей. Его можно создать и дома.

Что еще составляет детскую культуру, которая создает питательную среду для души ребенка, его опыта, становления всех его ценностей? Игрушки. Те, с которыми так любят возиться все без исключения дети. Какие игрушки выбираем мы - нынешние мамы и папы? Опять же, обычно с приставкой развивающие. Карточек всяких наделали, буквы по стенам поразвесили...

А те самые игрушки, которые отображают естественную детскую потребность в доме, семье, с одной стороны, и закладывают основы будущего проявления материнского и отцовского начала с другой, опять же остались где-то в недалеком прошлом. Их у наших детей не найти днем с огнем. Пупсов, над которыми девочка могла бы выразить свои первые материнские чувства - петь колыбельные, пеленать, кормить, баюкать и пестовать - те, что напрямую связаны со становлением женского служения в мире, заменила кукла Барби, совершенно четко ориентированная на иную систему ценностей - на себя.

Исчезли солдатики, зато в большой чести всякие монстры и трансформеры. А между тем образ солдата в русской культуре - это всегда ориентир на защиту. Вспомним: идет солдат с войны, а перед ним - деревня. Хотел на ночлег остановиться, да людей найти не может. Вдруг видит, на завалинке крайней избы один-одинешенек сидит древний старик. Спрашивает старик у солдата: "Куда идешь, служивый?" Уходи, мол, отсюда: змей прилетал, всех пожрал, один я остался ему на закуску. Бери ноги в руки и беги...

Что же отвечает старику солдат, 25 лет отслуживший Родине и, наконец, возвращающийся домой? Этот ответ в тех или иных интерпретациях часто звучит в героическом народном эпосе: "Ведомое ли дело русскому солдату от всякой нечисти бегать?! Двум смертям не бывать, а одной - не миновать!" И стоит служивый, пока змея этого не изведет. А кому он служит? Родине служит. Своему большому дому, который есть у каждого из нас.

Так что же делать нам сейчас с игрушками для наших детей? На полках магазинов их не найти. Откуда же нужные детям игрушки брались раньше? Да вот как-то, несмотря на загруженность матери и отца по хозяйству с утра до ночи, делались они руками родителей. "Нет у нас на это времени", - готовы воскликнуть мы хором. Полноте, у нас сегодня времени и сил на труды уходит куда меньше, чем у дедов наших и прадедов. А кроме нас хорошие и нужные нашим детям игрушки сделать некому.

Что еще, кроме того, о чем мы уже говорили, составляет ткань питательной среды ребенка? Конечно же, это различные рукоделия. Сейчас у нас в обиходе появилось этакое модное сочетание - эстетическое развитие, когда с помощью различных творческих занятий, где ребенок делает что-либо руками, у детей формируется чувство прекрасного. Но вся хитрость как раз в том, что действительно воспитательным процесс творчества становится только тогда, когда он имеет некое прикладное значение.

В старину рукоделие - различные творческие задания, труды, которые выполняли дети - было необходимо для чего-то. У нас же понятие эстетического воспитания заканчивается на стенке в гостиной, на видном месте, чтобы можно было ткнуть пальцем и сказать: "Наше чадушко сделало".

А между тем рукоделие связано не только с украшением мира. Хотя это само по себе очень важно. Оно позволяет ребенку почувствовать себя творцом, а не пачкуном-разрушителем. Рукоделие помогает воспитать в ребенке упорство и терпение, столь необходимые нам в жизни.

Что же сегодня делают наши дети на уроках труда? Аппликации из бумаги. Главное - быстро и просто. Но так ли нужны будут эти примитивные однодневки нашим детям в жизни? Или на большее они не способны? А может дело совершенно в другом? Пусть каждый сам ответит себе на эти вопросы.

У истоков

И все же основу прочной ткани семейной педагогики, прежде всего, составляли традиции. Они выражались в особом ритме жизни, который сообщался праздниками и являлся основой духовного бытия.

Когда в семье этот ритм востребован, никогда не возникает вопроса, чем заняться сегодня. Грядет ли, к примеру, Пасха, и сразу оказывается, что столько нужно сделать, чтобы преобразить своими руками дом к празднику.

Сажаем ли вместе с ребенком траку и ждем, когда зерно, упавшее в землю, вдруг прорастет новой жизнью. Подберем ли на улице безжизненные веточки для всей семьи. Что с ними? Что должны сделать мы, чтобы они могли ожить, воскреснуть? Пусть каждый в семье свою ленточку привяжет на свою веточку и ждет, волнуется: оживет - не оживет?! Так постепенно, через общение с природой познаются тайны непрерывности жизни.

А чтобы почитать нам вместе с детьми в свободное время? Если впереди праздник Пасхи, будем подбирать и читать истории, где речь идет об умении жертвовать ради других, где кто-то кого-то спасает. И обязательно говорить детям: видишь, смерти нет, добро всегда побеждает зло. Это - главный закон духовного мира. В нашей культуре есть прекрасные духовные стихи, которые пелись и в качестве колыбельной, открывая детям окружающий мир.

Ой вы голуби, вы белые!

Мы не голуби, мы не белые,

А мы ангелы - хранители,

А мы праведным душам покровители,

А мы грешным душам спасители...

Это очень важно и нужно, чтобы ребенок знал и всегда помнил: он не один. Человек никогда не бывает один, а добро всегда побеждает, правда обязательно торжествует над ложью. Осознание этих несложных, на первый взгляд, истин, и есть основная задача семейной педагогики, главная цель родителей, давших ребенку жизнь физическую, и стремящихся сделать его духовный мир ярким и полнокровным.

 

Читайте также:

Русская народная кукла

Колыбельная для мамы

Включаем не только голову, но и руки

 

 

Автор Анастасия Алексеевна Крячко

руководитель педагогического направления центра поддержки семьи "Рождество", методист, автор курсов "Семейная педагогика", "Годовой круг праздников", "Ключи к русской сказке"

Источник: Центр поддержки семьи "Рождество"

 

 

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

25.10.2024
Гормональные контрацептивы лишают организм необходимых питательных веществ

Вы любите правильно питаться. Вы гордитесь тем, что покупаете продукты на фермерских рынках, где они свежие и питательные, и, желательно, выращены без пестицидов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Вы стараетесь употреблять органическое м…

подробнее

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

25.02.2024
Гормональные контрацептивы лишают организм необходимых питательных веществ

Вы любите правильно питаться. Вы гордитесь тем, что покупаете продукты на фермерских рынках, где они свежие и питательные, и, желательно, выращены без пестицидов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Вы стараетесь употреблять органическое м…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше