Воспитание малыша

Особенности воспитания ребенка после полугода

С того момента, как малыш начинает ползать, стоит обращать внимание на то, как важен этот период для формирования в сознании малыша образа мамы, как объекта следования. Этот образ очень важен для будущего ребенка и его способности понимать значение ведущей роли взрослого по отношению к нему.

Как сформировать следование ребенка за взрослым

Если мама создает «поддерживающие» условия для актуализации у ребенка инстинкта следования с того момента, как ребенок начал ползать, закрепить такое поведение у малыша довольно легко. Период ползания – сенситивный период для отработки следования. Маме нужно поощрять желание ребенка ползти за ней следом, звать малыша за собой, не передвигаться по дому хаотично. И ходить она должна либо не очень быстро, либо, при перемещении из комнаты в комнату, брать малыша на руки.

Если мама в доме на данный момент одна, то поддерживающим является следующее поведение. Когда мама переходит из одного помещения в другое не на пару минут, а надолго, ей нужно взять ребенка с собой. Если он сам надолго уползает из помещения, в котором мама находится, – она его возвращает.

В результате малыш привыкает быть там, где мама, а также перемещаться следом за ней, упрощая тем самым наблюдение за собой. Он может заглянуть в другую комнату, непродолжительное время поиграть там, а затем вернуться обратно, туда, где мать может его видеть.

  • Если мама одна в доме, убирается и не может передвигаться неторопливо, лучше посадить малыша за спину в физиологическую переноску.

  • Если в доме, помимо мамы, есть в этот момент кто-то еще, то ребенка маме носить за собой везде не нужно, он вполне может выбирать себе объект для общения сам. Он может поползти за папой, переместиться в комнату пообщаться с бабушкой и т.п.

А если Вы в гостях

На чужой (незнакомой) территории мама добивается, чтобы ребенок был в пределах двух шагов, и возвращает его, если он отполз далеко. Если мама бывает в каком-то доме в гостях часто, то для ребенка это уже не является чужой и потенциально опасной территорией, на которой нужно всегда быть рядом, и мама может позволять малышу свободно ползать, если это принято в доме.

Важно научить ребенка разграничивать поведение на своей и чужой территории, это впоследствии пригодится при походах с ним в магазин, общественные места, на улицу.

После 9-11 мес. поведение следования на чужой территории обычно уже оказывается закрепленным, поэтому, находясь дома, мама уже не стремится к тому, чтобы ребенок постоянно находился с ней в одном помещении. С этого возраста, ребенок, уверенный, что мама всегда рядом, обычно может около 1 ч провести в комнате один, но потом обязательно отправиться проверять, где мама, на месте ли она, подползет или подойдет, пообщается, а затем вернется к своим делам.

Поведение следования за мамой на улице

С того момента, как ребенок начнет достаточно уверенно ходить, мама уже отрабатывает следование на улице. Для этого важно, чтобы мама хотя бы создавала эффект того, что идет по каким-то делам, что прогулка имеет цель: дойти до парка «посмотреть уток», отправиться во двор «собрать красивые листья».

В естественной среде обитания наши предки не ходили «бесцельно погулять», и врожденная инстинктивная программа ребенка ожидает, что мама всегда идет по улице с определенной целью, а малыш всего лишь её сопровождает. Это основа для разворачивания поведения следования.

Если мама пришла с малышом на детскую площадку играть, ей не удастся отрабатывать следование на этой территории и в этой ситуации. Ребенок видит, что мама не имеет цели, и поэтому не будет стремиться успеть за ней, не потерять её. На территории детской площадки он будет передвигаться по своему усмотрению. Поэтому ходить только на площадки лучше начинать после того, как навык следования уже будет отработан, а на площадке предоставлять малыша самому себе (соблюдая, конечно, правила безопасности).

Если у ребенка не отрабатывалось поведение следования в период ползания, или если он только учится правилам поведения на улице, обучение нужно начать в безопасном месте, где нет машин. Маме нужно идти медленно вперед (чтобы ребенок за ней успевал), удерживая в сознании, что ребенок не может не идти рядом. Можно делать так: несколько метров ребенок «едет на маме», несколько - рядом (или за руку: дети до трех лет часто не любят идти за руку с взрослым). Если малыш пытается , отойти (или уже отбежать) в сторону, маме рекомендуется взять ребенка под мышку. Она берет малыша под мышку неудобно, как бревнышко, и недолго несет. Затем мама повторяет попытку, и так до тех пор, пока ребенок либо не начнет идти за руку, либо пока он не устанет.

Очень важно проявлять спокойствие, твердость и последовательность, не поддаваться на протесты ребенка. После того, как малыш устанет, мама сажает малыша в физиологическую переноску или коляску и идет до пункта назначения. Если же ребенок уже отошел-отбежал, то большая ошибка бежать за ним вслед (интересная игра начинается: "я убегаю, а мама догоняет").

В этом случае маме нужно остаться на месте и просить кого-нибудь привести (или принести подмышкой) ребенка. Можно спрятаться за ближайшим большим предметом или использовать особенность детского восприятия - пойти позади ребенка (дети редко оглядываются назад). Задача немного испугать малыша, но делать это нужно очень аккуратно.

Практика показывает, что для того, чтобы не усложнять отработки навыка следования, маме лучше не использовать коляску систематически. В коляске малыш едет перед мамой, а мама как бы следует за ним, и такой неестественный с точки зрения врожденной программы ребенка способ передвижения «сбивает» поведение следования.

На пути следования обязательно должно быть место привала (например, детская площадка), где мама может отдохнуть, а ребенок заняться изучением мира.

 

Новые отношения мамы и ребенка

Врожденная программа ожидания

Наблюдения за детьми после года показывают, что дети зачастую демонстрируют поведение, соответствующее врожденному ожиданию маминого ухода и возвращения. Если мама не уходит, малыш может подойти и вывести ее за руку из комнаты, а потом расстраивается, если она вернулась. Иногда четко видно, как срабатывает программа встречи: после возвращения мамы в комнату малыш бросается к ней с объятьями, жалуется как плохо без нее было, виснет на маме, чтобы его пожалели, просит грудь.

Ситуация требует коррекции

Основой изменения ситуации должно быть понимание мамы того, что малыш вышел из «ручного периода» и ему просто необходима отработка независимости и самостоятельности. Как правило, в ситуациях, когда подросший ребенок не отпускает маму от себя ни на секунду и плачет, отпустить ребенка от себя боится сама мама, а ребенок лишь отвечает её ожиданиям.

Не следует давать ребенку плакать только в том случае, когда потребности, актуальные для его возраста, не удовлетворены: их нужно оперативно удовлетворить. Но с того момента, как ребенок начинает сам переворачиваться, потребность в маминых руках постепенно теряет свою актуальность, а вот потребность в самостоятельном изучении себя и мира всё больше возрастает.

К 9 месяцам потребность в относительной независимости для ребенка уже очень актуальна. И если она никак не проявляется, значит, это не выгодно самой маме. Ребенок этого возраста в норме как раз плачет тогда, когда мама слишком долго не спускает его с рук, а не наоборот. Поэтому, как только мама изменит к происходящему отношение – изменится и поведение малыша.

На уровне сознания мама может считать, что хочет для ребенка самостоятельности, но на уровне чувств она дать ребенку свободу не готова. Маме нужно прислушаться к себе и понять, почему ей не хотелось бы пока завершать «ручной период»?

Может, малыш кажется ей еще очень беспомощным, маленьким, и ей страшно отпускать его от себя, а тем более, пускать ползать свободно по полу: ведь кругом так много непредвиденных опасностей. Тогда постарайтесь обезопасить пространство пола по максимуму, и пусть малыш ползает пока рядом с вами. Очень скоро вы заметите, что относитесь к свободному перемещению малыша всё спокойнее и спокойнее.

Может, маме удобнее делать дела с ребенком на руках: не нужно отвлекаться на то, чтобы следить за его безопасностью. В таком случае очень помогает осознание того, насколько важно освоение самостоятельности для формирования здоровой личности. Конечно, ребенок еще очень долго, лет до 7, будет нуждаться в том, чтобы время от времени сидеть у мамы на руках.

Чуткая и грамотно настроенная мама обязательно постепенно научится разбираться, когда малышу нужна самостоятельность, а когда – мамина близость. Если малыш начинает ныть или плакать, как только его спустили на пол, не торопитесь тут же его подхватывать на руки.

Если вы уверены, что малыш не испытывал стресса, не заболевает, совсем недавно прикладывался к груди и справлял естественные надобности, попробуйте для начала сделать следующее. Находясь рядом с ним, просто отвернитесь на непродолжительное время и начните увлеченно (хотя бы внешне) заниматься каким-либо делом. Вы увидите, как через некоторое время малыш, на которого перестали обращать внимание, успокоится и займется своими делами.

Особенности взаимоотношений пары мать и дитя ближе к 9 месяцам

  1. Ребенок долго и спокойно может оставаться предоставленным самому себе только в том случае, если мама явно занимается делами: выполняет работу по дому, готовит, двигается. У малыша существует врожденное ожидание активного времяпрепровождения мамы, поэтому он ей не мешает в это время. К сожалению, чтение, работа за компьютером, даже вязание, - подобные занятия инстинктивной программой малыша в качестве работы не воспринимаются. Поэтому, если мама «сидит в интернете», ей не стоит удивляться тому, что ребенок требует к себе внимания.

Практика показывает, что изменить в такой ситуации что-то получается не всегда. Некоторым мамам всё же удается, приняв озабоченный и «деловой» вид, сформировать у малыша ощущение, что мама действительно занята, и отрывать её от работы не следует. Но нужно быть готовой к тому, что в процессе работы маме придется раз в полчаса отрываться от своих дел на пять-десять минут для того, чтобы ребенка приласкать или поиграть с ним.

  1. Если мама делает дела по дому, ребенок очень любит наблюдать за этим процессом. Например, мама режет овощи, а малыш подполз к ней и ноет у её ног. Возможно, ему просто плохо видно то, чем вы занимаетесь! Спуститесь со своей работой на коврик к малышу, если это возможно.

Маленькие дети очень любят «помогать» мамам. Они возьмут в руки очищенный картофель и с удовольствием станут его изучать, пробовать на зубок. Так, не отрываясь от дел, вы будете способствовать развитию ребенка, познанию им мира. Если условия не позволяют переместиться куда-то от разделочного стола, поставьте ребенка на стул или табурет, он будет увлечен наблюдением за процессом!

  1. С ребенком нужно быть последовательным в своих действиях. Если Вы намерены провести в жизнь какую-либо линию поведения, и показали это малышу, завершите начатое. Например, мама садится с ребенком обедать и сажает его на колени. Через какое-то время он вдруг начинает вертеться, хвать всё на столе. Мама спускает его на пол, но малыша и это не устраивает. Он ноет, снова просится на ручки. Мама берет на руки, и ситуация повторяется.

В этом случае маме как раз и нужно проявить последовательность. Если малыш вертится на руках, пытается вставать у мамы на коленях, - она вручает ему кусок и спускает его на пол, на коврик. Всё. Назад она его не берет, даже если он ноет. Обед ребенок заканчивает на коврике. Постепенно это приводит малыша к пониманию того, как можно себя вести за столом, а как – нельзя.

К 9 месяцам паре мать и дитя нужно уже плотно подходить к этапу рассоединения. Одно целое, длившееся с рождения малыша, постепенно заменяется в сознании ребенка на две отдельные личности: мама и он.

Как маме помочь ребенку становится взрослее и самостоятельнее?

  • Маме не нужно сразу подхватывать ноющего ребенка на руки, если его недавно спустили с рук. Но и отгораживаться не стоит. Можно голосом, интонацией, жестами показать, что мама его слышит и разделяет его чувства и потребности, что она сопричастна. Попросите его немного подождать, скажите: «Вот я сейчас это дело доделаю, а потом возьму тебя на руки». Это, как ни удивительно, понимают даже полугодовалые малыши.

  • Держите свое слово, не сдавайтесь, даже если малыш заплакал. Но и не обманывайте ребенка, как закончите дело, возьмите его на руки. Как только он успокоится, попробуйте его снова опустить на коврик.

  • Ребенка нужно уже оставлять одного в комнате, разложив перед ним игрушки и другие увлекательные предметы. Начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время. Если он будет ползти за мамой, это также хорошо, - это отработка навыка следования.

  • Очень помогают систематические отлучки мамы из дома, хотя бы на полчаса (в магазин), но частые. Ребенок сначала может протестовать, но бояться этого не нужно. Как только дверь за мамой закрывается, ребенок успокаивается и с интересом играет с маминым помощником. В результате отлучек малыш (и мама!) постепенно привыкают к раздельному пребыванию.

  • Если ребенок ноет и всё время просится на руки, мама может взять его и начать носить с собой, но в немного неудобной для малыша позе: например, прихватив его под мышку. Через короткое время ребенок сам попросится на пол.

Если такое поведение появилось в возрасте 9-10 месяцев, то это может быть вызвано неудовлетворенной потребностью в социализации. Если мама не имеет возможности пригласить няню или другого помощника и начать отлучаться из дома, она сможет изменить ситуацию, найдя «компанию» для себя и ребенка, желательно, состоящую не только из взрослых, но и из детей: начнет ходить в гости и приглашать их к себе, посещать общественные и развлекательные мероприятия, детские развивающие центры.

 

Читайте также:

Социализация ребенка с начала ползания до года. Развитие познания

Пятиминутное решение

Нельзя говорить "Нельзя"!  

 

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и филососфии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

 

 



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

23.06.2023
Языковые навыки ребенка

Основная часть моей профессиональной деятельности связана с речью, поскольку именно в результате общения я определяю проблемы человека, обратившегося ко мне. К сожалению, мне слишком часто приходится отмечать бедность речи моих подопечных, их неум…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше