Ребенок: становление личности

Детство должно созреть в детях

Первое семилетие можно назвать первой единой ступенькой детства. Определенные особенности присущи всем дошколятам - освоение прямостояния своего тела и движения, освоение речи, зачатки мышления, развитие фантазии. Но все же этот возраст можно разделить на периоды: 0.3 года, 3.4 года, 4.5,5 и 5,5.7 лет.

В каждом из этих периодов есть нечто присущее именно ему и в тоже время единство. Единство в том, что именно в это семилетие закладывается основа физического здоровья на всю жизнь. Единство в том, что главное средство воспитания в этом возрасте - жесты - жесты физические, жесты речи, жесты мышления (то морально-нравственное начало, что стоит за словом, действием, поступком взрослых). Единство в том, что главный учителя ребенка - подражание и пример.

Я хочу делать так же, как ты

Когда наблюдаешь за трехлетками, как они смотрят, двигаются, все как будто в замедленной съемке или как в сказке. В сравнении со старшими они очень неторопливы. Они словно очарованные странники полностью погружены в то, что происходит вокруг. В тоже время до 4 лет ребенок очень реалистичен.

Ты протягиваешь ему приготовленную в ведерке «кашу» и говоришь: «Покушай». А он и вправду тянет все в рот. Вот ребенок с игрушкой: он пробует ее на цвет, звучание, вкус, запах, твердость. А как он играет? Он делает то, что видел - в посуде мама готовила, метлой подметала, в коляске катала меня.

Дети с удовольствием играют сами с собой и партнеры-дети им в этом не нужны. Их партнеры пока - игрушки.

Сила подражания свойственна всем дошкольникам. Ты вытер лоб рукой, потому что вспотел, и он вытер, потому что весь в подражании. Мне кажется, что именно благодаря силе подражания у ребенка возникает желание: хочу варить еду, качать кукол, подметать пол, я хочу делать так же, как ты.

Увидеть мир шире и богаче

В вальдорфском детском саду группы разновозрастные. Малыши всегда рядом со старшими. С распахнутыми глазами они наблюдают за тем, как старшие строят, играют, делают красивые вещи рядом с воспитателем. Нередко старшие включают малыша в игру как пассивного участника, который послушно и радостно делает все, что ему говорят: «Ты наш ребенок, мы тебя ведем гулять. А сейчас ложись спать». Малыши с удовольствием играют роли кошек или собак, которые лежат на коврике, а старшие дети их гладят, кормят. Получается, что ребенок сам не играет? Нет, он играет, но играет относительно пассивно, созерцая, или ведомый теми, чья фантазия бьет ключом и жизненный опыт больше.

Став старше, ребенок может в точности повторять те игры, которые видел, наблюдая за старшими. В такой группе малыши имеют возможность жить в том мире, который им сейчас необходим - спокойном, созерцательном, подражательном.

С другой стороны, это мир естественно обучающий. Когда ребенка поправляют, делают замечания, учат житейским хитростям дети, это гораздо более естественно запечатлевается в нем, чем нотации и поучения со стороны взрослого.

Ты можешь быть очень талантливым воспитателем, но ты не можешь стать ребенком. В тебе нет детских сил фантазии, игры, творчества в той мере, в какой они присутствуют в ребенке.

Мелодика движения

Движение и речь взаимосвязаны - это знают все. Если я вижу ребенка, который неловко двигается, как педагог я могу с уверенностью сказать о том, что в его речи есть проблемы. Если у ребенка заикание и в его движениях есть прерывистость. Надо заниматься плавностью, непрерывностью движений и это двигательное качество перейдет в речь.

У ребенка трех-четырех лет еще нет тонких дифференцированных движений в стопе, в колене, в руках - и речь ребенка очень проста, в ней только существительные, глаголы и в какой-то мере прилагательные. Источником всего, что в итоге составляет речь является движение.

Движение - это основа, для человека говорящего, человека мыслящего. Если я воспитываю ребенка через деятельность, даю ему возможность разнообразного свободного движения на прогулке, создаю соответствующее игровое пространство и игровой материал в помещении, тогда и буду я иметь ребенка говорящего, ребенка мыслящего. Но какое движение необходимо ребенку для его развития? Естественное.

Когда мы с детьми скачем как зайчики или лягушки, летаем как птички. Движение ритмичное. Это движение отличается от того, что предлагается на физкультурном занятии, при обучении танцам - оно естественно возникает из подражания мне и окружающему миру. А вот физкультурное занятие - сделай так, так и так.

При обучении танцам рисунок танца разбивается на отдельные движения - па, которые ученики многократно повторяют, пока не получится, а потом происходит соединение нескольких па в один общий танец. Точное выполнение точных движений хорошо для старшего возраста, когда ребенок уже освоил так называемую мелодию движения, и в эту мелодию вносит точность - поворот головы, жест рукой (это относится уже к школьному возрасту). Но как только движение обогащается новыми умениями, достигнутыми естественно, они естественно перетекут и в речь. Именно в естественной среде ребенок будет развиваться наиболее здоровым образом.

Музыкальная акварель общения

Современного человека окружает постоянно звучащий мир - магнитофонные записи, доносящаяся с телеэкрана и видео речь. Но все эти чудеса технического прогресса не сделали человека красиво и правильно говорящим, не изменили его речь в лучшую сторону.

Речь нас, взрослых бедна, некрасива, информативна, все менее окрашена интонационно. Все больше проблем с речью у детей. Никакая техника никогда не заменит ребенку живого человеческого общения.

Но как выглядит порой наше, так называемое, «человеческое» общение? «Так, все за стол. Все идем одеваться». Со стороны это выглядит даже агрессивно. Иностранцы, не знающие русского языка и наблюдающие подобные ситуации, удивляются, им кажется, что взрослый ругает детей. Для нас же это обычная бытовая ситуация. А для детей? И вот они уже не реагируют на спокойный голос, им нужен крик, чтобы они услышали.

Ребенок, как и все происходящее вокруг него, ярко воспринимает речь, слово взрослого. Часто, приходя в детский сад, дети еще очень мало говорят. Их словарный запас активно наращивается и развивается непосредственно в общении с детьми и педагогами в детском саду. Поэтому речь взрослого должна быть ясной, красивой, теплой, немного сказочной, с образными словами и выразительными оборотами, разнообразно мягко интонированной, раскрашенной.

Этого в практике детского сада сегодня, к сожалению, почти нет. Этому надо учиться специально. Для 3-4-летних очень хорошо, когда воспитатель много поет. Петь можно везде и всюду, про все, что вы делаете. По принципу, что вижу - то пою. Это присуще и самим детям. Важно, чтобы слова и мелодия были просты. Текст может варьироваться, мелодия - повторяться. Мы убираем группу вместе с детьми. Я подметаю и пою:

Вот я тетушка метла,

К вам веселая пришла.

Никогда не устаю,

Подметать люблю, люблю.

Если кукол расставляю по местам, то я их укладываю спать и пою колыбельную.

Баиньки побаиньки,

Пойдемте со мной заиньки. (Можно назвать любые игрушки, которые надо расставить по местам: лошадки, машинки).

Баюшки, баюшки,

Засыпают заюшки.

Завороженные пением, дети включаются в уборку - вот поют про зайчиков - и они ищут в комнате зайчиков и бережно несут их в дом. Поют про метлу - и вот уже метла в руках. И не потребуется отрывать детей от игры окриком.

Цок-цок-цок, стучат копыта

Уборка не должна быть для ребенка нудным делом, которое надо выполнять по принуждению взрослого. Конечно, со временем она станет его обязанностью, но хорошо бы, если радостной обязанностью. Как этого добиться? Детям очень близки превращения и тайны. Они ждут чуда, потому что именно так они видят и воспринимают мир. Для них каждый шаг - открытие. Дети хотят играть и с удовольствием перевоплощаются в кого-либо, например, в лошадок, а я говорю: «Вот эта лошадка отвезет тряпочки в корзину. А вот эта куклу в кроватку». Игрушки, куклы уходят в свои уголки - поспать и отдохнуть.

Детям понятно из опыта их собственной жизни, что если лег спать, то трогать тебя нельзя. И ребенок уже не возьмет игрушку, ему всегда можно сказать: куклы спят, не трогай, пожалуйста. Кукла для ребенка - образ человека. То, как малыш обращается с куклой, отражается на том, как он общается с другими людьми.

Постепенно лошадки, (верблюды, машинки) развозят игрушки по местам. Дети не встают на четвереньки, не надевают специальные костюмы - они превращаются. При этом часто нужно показывать детям 3.4 лет, куда именно убрать предмет. Они еще не так хорошо ориентируются в игровом пространстве, как старшие.

Ребенок может идти со сложенной вместе тканью, чтобы положить ее в корзину, что-то встретить на пути, и совершено забыть о том, куда и зачем он шел.

Очень важно сопровождение воспитателя. Воспитатель непременно наблюдает за малышом, и в какой-то момент видит - зачарованный странник остановился. Тогда следует подойти к ребенку, направить его взгляд в нужную сторону, помочь жестом.

Лужа, которую нельзя обойти

Сегодня очень много детей тревожных, гиперактивных, с разными формами неврозов. Я вижу в этом разные причины.

Прежде всего, я бы говорила о завышенных требованиях к ребенку со стороны взрослого. Очень любя свое чадо, считаясь с традициями сегодняшнего мира, родители стремятся как можно раньше и многому его научить и определяют во всевозможные школы раннего развития. Так мы вносим в воспитание ребенка близкий и понятный нам, взрослым, момент учительства, ориентируясь на его дальнейшее школьное обучение.

Мы учим ребенка счету, но он не знает, что растет и какая птичка поет за его окном. Мы учим ребенка читать, но не учим наблюдать окружающую природу. Вовремя предложенная пища делает здоровым, не ко времени - вредит здоровью.

Никому не придет в голову ругать годовалого ребенка за то, что он падает, когда он учится ходить. А если упал трехлетка? Мама ругает его за неловкость, испачканную одежду. «Куда ты смотрел?» - кричит она. А он смотрел на птичку, на жука, на ветку. «Почему ты идешь в лужу, у тебя же нарядная одежда?» А ему действительно интересно погрузить в эту мутную жижу не только ноги, но и руки. (А, может быть, было бы неплохо, чтобы хоть иногда ребенок имел такую «лужную» одежду?)

Возможно, покажется, что ситуация, о которой я говорю не связана с завышенными требованиями к ребенку. Не спешите с выводами. Если на скрипке не натянуты струны, я не смогу на ней сыграть ни звука. Если у детей наглядно-действенное мышление, то еще рано и неправильно обращаться к их логике.

Мама хочет, чтобы ребенок понял ее, пытаясь этого добиться, она формулирует свое требование словами и упорно повторяет, глядя на ребенка: «Ты понял?» Ребенок кивает - понял. В этой ситуации у него нет выхода. Он видит, что мама на него за что-то ругается, он сжимается в страхе и хочет, чтобы мама его не ругала. На самом деле ребенку совершенно непонятны сердитость и требования мамы. Ведь он не хотел сделать ничего плохого. Залезть в лужу его подвигает потребность исследования мира. Но делать это он сможет только попробовав на вкус, ощупав, рассмотрев, т.е. взаимодействуя с миром.

Говорить с ребенком языком взрослых - значит предъявлять к нему требования не по возрасту, завышенные требования. А потом мы идем к врачам (плохо ест, плохо спит, до сих пор писает в кровать, боится темноты и т.д.) И не подозреваем, что это проблема лужи, которую нельзя обойти.

Вы говорите, что я должен это уметь - я всячески пытаюсь

Не справляясь с требованиями и не успевая переварить впечатления окружающего мира, наш открытый, ясноокий малыш вынужден закрываться, защищаться. Мы видим все чаще такие явления, как двигательная хаотичность (гиперкинез), различные проблемы речи, страхи, неврозы. У детей часто болит живот, голова. Некоторые воспитатели считают, что подобное поведение - хитрость ребенка, но это не так, таким образом еще не окрепший организм ребенка защищается от внешних, непосильных для него воздействий.

Дети своим физическим и психическим нездоровьем показывают нам, что они еще не могут справится с тем, что мы им предлагаем.

С другой стороны, доверие ребенка к взрослым - безгранично: «Вы говорите, что я должен это уметь - я всячески пытаюсь». Ребенок так сильно доверяет взрослому, так послушен, что пытается достичь той планки, которую взрослый мир ставит для него. Но не может этого сделать, инструмента для этого еще нет. И начинаются проблемы здоровья, поведения, психики. А ожидаемых нами от обучения умений и результатов у ребенка нет и быть не может, но есть другие.

Еще лет 10 назад вы безошибочно могли определить трехлетнего ребенка - круглая голова, распахнутые в мир глаза, розовые щечки, улыбающийся, славный медвежонок, которого хочется чмокнуть в пухлую щеку. Сегодня таких детей мало: бледные лица, круги под глазами, об округлостях нет и речи. Подобное телосложение должно быть у детей предшкольной ступени (6.7 лет), когда идет вытягивание конечностей. У сегодняшних малышей нет и той радости и легкости, что всегда были присущи маленькому ребенку. Мир будто давит детям на плечи непомерным ненужным грузом. Наблюдать это очень больно.

Лекарство для радости

Чем можно помочь детям? Первый шаг - понять, в чем проявляются завышенные требования к ребенку, что давит на ребенка и не дает ему быть радостным, легким? Возможно, в семье приняты интеллектуальные беседы, ребенку постоянно что-то объясняют. Возможно, родители хотят, чтобы ребенок слишком быстро и не ко времени чему-то научился. Возможно, ритм жизни ребенка слишком близок к ритму жизни взрослого - позднее засыпание, отсутствие дневного сна, многочасовое сидение рядом с «теленяней» - телевизором, переполненный впечатлениями и торопливостью день.

Надо разобраться и поговорить об этом с родителями. Пробудить в них желание изменить что-то в своей жизни с ребенком.

А что возможно в детском саду? Дать ребенку легкий импульс к внешнему и внутреннему движению, как бы осторожно начиная раскачивать его. Например, давать ребенку для игры книжки с подвижными картинками. Он будет двигать картинки, картинки будут оживать, двигаться - и постепенно оживает, двигается душа, но при этом сам ребенок может сидеть. Или предложить лабиринт - небольшую доску с дорожками, по которым можно катать шарики. Это могут быть и самые простые игры - прятки, поскоки и прыжки, качели.

Дети очень любят прыгать, снова и снова отрываться от земли. Это им необходимо. Любое отклонение от только что найденного прямостояния, чувство легкости, ощущение, что земля тебя держит, отклонение и возвращение в прежнее положение - это огромное счастье, поэтому ребенок так радуется своим ощущениям. Легкость - это радость, это смех, это открытость. Этот опыт переживаний надо давать и давать детям. И не только в движении.

Легкость - мой легкий голос, моя речь, пение, смех. Чем больше смеется воспитатель с детьми, чем больше поет, тем лучше.

В этом возрасте радость переживается особенно ярко. А целительна она в любом возрасте.

 

Читайте также:

Стихии огня,воды,воздуха,песка и ...

И плачет душа,о которой забыли

 

Автор Светлана Варнавская

Источник: Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»

Первоисточник: Газета "Детский сад со всех сторон" № 26-27, июль 2004 года



все записи



Муми-дол - форум, где можно задать вопрос и получить ответ



Новости

28.03.2024
Кормящая мама попадает в больницу

Сразу стоит сказать, что у этой темы сильная эмоциональная составляющая. Когда ты кормишь ребенка, целиком и полностью закрывая его потребность в питании, то переживания о том, как он будет без вас, естественны. Еще тут боль от самой разлуки, трев…

подробнее

17.01.2024
Так ли опасна корь, как ее лечение?

От автора сайта. Два письма д-ра Джейн Донеган — часть дискуссии в "Британском медицинском журнале", последовавшей вслед за публикацией статьи Janice Hopkins Tanne "Increase in autism due to change in definition, not MMR vacci…

подробнее

14.08.2023
Первичные импульсы

Вряд ли у вас получится спокойно кормить грудью, если свою способность к грудному вскармливанию вы рассматриваете исключительно через призму наличия молока в груди. Эта призма искажает Гв и делает его возможным, только если грудь наполняется к…

подробнее

все новости

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина - доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype.  Поддержка женщин 24/7.   Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн…

подробнее

06.04.2018
Надежда Пащенко - консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по…

подробнее

05.04.2018
Юлия Тихонова - психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово…

подробнее

узнать больше