Ребенок: становление личности
Уверенность в себе: родом из детства на всю жизнь
Уверенность - это важная основа любого живого существа на Земле. Растения, животные, люди, излучающие уверенность, лучше развиваются и достигают лучших условий своего существования. Внутреннее знание о правильности: себя, мира, условий, своего пути – помогают любому существу в трудную минуту и направляют в нужную сторону.
Уверенность – это знание, понимание, понятность и предсказуемость происходящих событий и себя в поле этих явлений. Она нужна человеку с первых и до последних дней жизни, помогая достигать поставленных целей, переживать невзгоды и кризисы, учиться на собственных ошибках.
При этом я подчеркиваю, что состояние уверенности разительно отличается от самоуверенности, которую можно скорее отнести к опасной тенденции завышения собственных знаний и особенностей.
Как и вся структура личности, уверенность в себе закладывается в раннем детстве, начиная с рождения и достигая критического периода развития в возрасте 1 года. С года до 3 лет жизни ребенка идет «шлифовка» деталей.
Сегодня есть большое количество тренингов и программ для повышения уверенности в себе у детей и взрослых людей. И ими обязательно стоит пользоваться, если в детстве условия не способствовали развитию этого качества, так как нем заложены одни из самых важных элементов личности человека.
Элементы уверенности в себе
Позитивная самооценка
Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей, только при условии ощущения собственной высокой ценности. Человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим, и, как следствие, верит в свою успешность.
Следствие высокой планки достижений, уверенности и позитивной оценки - активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе такого мироощущения - аксиома: У меня все получится. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне. Мои ошибки - не препятствие.
Активность
Активность - это деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность является системообразующим фактором взаимодействия наследственности (индивидуальных свойств личности) и среды (социальных свойств личности).
Активность проявляется, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Поисковая активность, произвольные акты, воля, усилия и творческий подход обеспечивают успешное взаимодействие организма со средой.
Снижение активности организма на биологическом уровне связано с действием гормона стресса (кортизола). Под действием кортизола происходит замедление синтеза простагландинов и белков, что запускает цепную реакцию снижения: клеточной активности, скорости нервной проводимости, выработки антител. Длительное безвыходное положение в подобном функционировании организма приводит к серьезным эмоциональным нарушениям и психосоматическим заболеваниям.
Здоровое самоуважение
Здоровое самоуважение является коренным убеждением в том, что потребности данного человека важны, и он заслуживает, чтобы с ним обращались с любовью и уважением. Когда взрослые обращаются к маленькому ребенку с любовью, он учится любить себя и других. Здоровое чувство собственного достоинства является уверенностью человека в том, что он способный, знающий, что его ценят другие. Когда взрослые показывают ребенку, что ценят его, он учится ценить себя и других.
Для того, чтобы с детства помогать ребенку развивать уверенность в себе, нужно учитывать условия, в которых она формируется.
Условия формирования уверенности в себе
Принятие себя таким, какой есть
Этот базовый элемент уверенности формируется с момента рождения за счет отношения с близкими людьми. Любую информацию о себе ребенок первоначально воспринимает из уст родителей. В прямом смысле. То, что выражают родители словами, мимикой, жестами формирует у ребенка первоначальный "портрет" себя. Постепенно малыш начинает добавлять в него новые краски. Но нижние цвета всегда будут оказывать влияние на оттенки.
Своевременное овладение ребенком новой социальной ситуацией
Каждый возрастной период развития предоставляет ребенку новые ситуации, с которыми он справляется благодаря поддержке взрослых или нет. И справиться для ребенка означает прежде всего, сделать самому, опираясь на поддержку родных, и получить признание за совершенное действие. Отсутствие любого из трех элементов (поддержка, самостоятельно полученный результат, признание) оказывает влияние на формирование уверенности в себе у малыша.
Знание, что тебя любят
Часто слова о любви к ребенку и даже телесность (объятия, поцелуи) перестают для ребенка быть информативными при отсутствии главного показателя: принятия ребенка в любом проявлении. Любовь условная изначально задает тон "нелюбви". Если ты так себя ведешь, мы тебя не любим. И о какой уверенности тогда может идти речь, если теперь перед действием нужно каждый раз задумываться, будут любить тебя окружающие или отвергнут.
Чем раньше уверенность рождается в ребенка, тем проще она развивается и растет. Создав условия для этого движения, родители оказывают неоценимую поддержку своему ребенку и дают ему в руки те инструменты, которые будут его помощниками всю жизнь.
Читайте также:
Фундаментальные основы личности ребенка
Стадия абсолютной зависимости и первые претензии на независимость
Автор Тихонова Юлия
Гештальт-терапевт, психолог-консультант,
Руководитель проекта Информационнный портал"Мир во мне"
все записи