Психология и развитие малыша

Интеллектуальное развитие ребенка до года

Ребенок – это не чистый лист бумаги и не «бесформенный кусок пластилина», которому просто необходимо придавать какую-то форму. Этапы развития человека заложены природой. Зная врожденные ожидания малыша и всего лишь общаясь с ним с учетом этих ожиданий, родители смогут вырастить гармонично развитого, умного, любознательного, творческого и здорового во всех отношениях человека.

Как и с физическим развитием, нужно только лишь создавать условия, поддерживающие развитие интеллекта и творчества, а всё остальное ребенок сделает сам. Это много раз проверено на практике и соответствует теоретическим представлениям о становлении человека . Родители, растившие вундеркинда, в результате получают умного, но эмоционально неблагополучного, имеющего психологические проблемы подростка.

Как показывает жизнь, все известные, одаренные творческие личности были сформированы в атмосфере свободы и поддерживающих условий. Соблюдая основные правила ухода за малышом, мама как раз такие условия обеспечивает. Помещая же ребенка на длительное время в кроватку, коляску или манеж, запрещая ему знакомиться с предметами, которые его окружают в доме, мама создает вокруг малыша информационно бедную среду и препятствует его интеллектуальному развитию.

Конечно, мама может поместить малыша в такую бедную познавательными стимулами среду и при этом специально заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Но, во-первых, это негативно скажется на отношениях в диаде мама-малыш и на воспитании. Во-вторых, искусственные методики развития всегда однобоки, схематичны и не учитывают всего творческого и познавательного потенциала ребенка.

И не нужно забывать, что нахождение в коляске вместо маминых рук, ограничение свободы передвижения по дому кроватками и манежами препятствуют гармоничному физическому развитию.

Еще раз обратим внимание, что любое искусственное и чрезмерно активное вмешательство в телесный или умственный рост малыша пользы не принесет. У маленького ребенка есть врожденные способы, помогающие ему усваивать информацию и интеллектуально развиваться самым оптимальным образом. Это наблюдение за деятельностью взрослого и подражание ему.

  • Ползая и манипулируя с предметами, с которыми работал взрослый, ребенок естественным образом узнает свойства и функции этих предметов и обучается.
  • Принимая посильное участие в хозяйственной деятельности мамы, подражая ей, малыш усваивает огромные объемы информации о мире и о жизни в нем.

Лучше всего ребенок первых лет воспринимает информацию на слух. Мама рассказывает малышу о своих действиях, находясь дома, комментирует происходящее во время прогулки на улице – и ребенок запоминает всё с первого раза!

Действия с предметами, образные рассказы об окружающей малыша среде – это как раз та форма познания, которая соответствует врожденным ожиданиям малыша. Рано обучать ребенка знаковым системам (чтению и счету) с тем, чтобы он затем с помощью этих знаковых систем познавал мир (читая и считая) – значит, не учитывать его психовозрастные особенности.

Оперирование знаковыми системами требует хорошо развитого абстрактного мышления, а у этого у маленького ребенка просто нет. Научившись читать, он, конечно, сможет усваивать информацию, но будет это делать далеко не так полно и легко, как если бы он усваивал её в процессе практической деятельности, в игре, слушая сказки и эмоционально проживая их.

Мышление маленького ребенка – это мышление в основном наглядное, образное, конкретное и эмоциональное. Мышление маленького ребенка сводится к оперированию в уме конкретными образами, окрашенными эмоционально.

Ребенок может представить себе известную ему уже последовательность определенных действий или собственных перемещений. Может представить конкретные предметы и ситуации. Например, он понимает, что такое конкретная собачка, «вот эта собачка», но не сможет понять, что такое собака как вид животных. Это уже требует абстрактного мышления.

 

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

 

 



все записи
Новости

19.10.2014
Пустышка. Можно ли без нее обойтись?

Большинство современных мам не могут обойтись без этого предмета. Пустышка используется в следующих ситуациях: Ребенок проявляет беспокойство через некоторое время после кормления. Кормился 30 минут назад и начал «попискиват…

подробнее

05.10.2014
Рожденный выживать

Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Рожденный выживать раскрывает мир инстинктов, который человек унаследовал от своих далеких предков. Именно они сделали возможным превращение человека в человека и до сих пор, неосоз…

подробнее

05.10.2014
Тайные желания

Желание продолжения рода - один из самых мощных инстинктов, которыми обладает человек. Документальный фильм из серии BBC "Инстинкты человека": Тайные желания рассказывает о различиях сексуальных предпочтений мужчин и женщин, которые имею…

подробнее

все новости

Мы в социальных сетях:

 

                  

 

 

 

 

Акции

11.02.2014
Станьте соСОЗДАТЕЛЕМ будущего

Сделать вместе проще. Мы предлагаем Вам сделать вместе фильм. О чем? О людях. О каких? О разных. В чем их особенность? Все они волонтеры. Зачем о них рассказывать? Узнайте больше: Волонтеры. Игра с огнем  

подробнее

07.01.2014
Лекции для родителей и специалистов соТВОРЧЕСТВО февраль-май 2014

С февраля по май 2014 года мы продолжаем проведение лекций цикла соТВОРЧЕСТВО. Большинство лекций доступны в формате очных и skype встреч. Присоединяйтесь. Мы будем рады видеть Вас. Наши проекты делаются вместе с Вами и для Вас.   …

подробнее

11.11.2013
Новый Год, Рождество, Крещение 2014 в Зимнем Семейном Лагере!

Зимний лагерь с «Большой Черепахой» - это возможность отдохнуть и активно провести время с детьми.  Для Вас: 1ая смена — 27 декабря 2013 — 02 января 2014 2ая смена — 03 января – 09 января 2014 …

подробнее

все анонсы